Многие дети в мусульманском мире работают. Порой это выглядит так, словно Ислам не гарантирует им право на их неотъемлемые права и счастливые беззаботные годы. Однако существуют правила шариата, которые регулируют использование детского труда.
Детство – это уникальный и незабываемый период для каждого из нас, когда человек должен наслаждаться играми и познавать мир, чтобы успешно получить образование и навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Однако нет вреда в том, чтобы ребенок выполнял некоторые виды работ, которые допустимы для его возраста и соответствуют его физическим возможностям.
Известный исламский алим, шейх Юсуф Аль-Карадави отмечает, что одно из неотъемлемых прав человека в Исламе – право на счастливое детство. Ребенок не может нести ответственность и выполнять ту же работу, что и взрослый. Это может не самым благоприятным образом отразиться на их дальнейшей судьбе, так как непосильный труд лишает их возможности узнать, что такое наслаждаться жизнью и быть счастливым.
Детские годы должны проходить в общении со сверстниками и играх. Они могут быть обучающими, и в игре можно прививать ребенку полезные навыки. Особое внимание родители должны уделить развитию его талантов и направить их в правильное русло.
Бедность и необходимость работать для того, чтобы прокормить семью, не является основанием для лишения ребенка счастливого детства. Эта проблема привела к появлению благотворительных организаций, которые выступают против детского труда и помогают мальчикам и девочкам из бедных семей получить образование.
Например, ребенок может помочь своему отцу-фермеру в выращивании урожая или в мастерской. Однако труд должен быть не обременительным и преследовать в первую очередь воспитательные цели – так навыки передаются из поколения в поколение. Нельзя заставлять ребенка заниматься непосильным трудом.
Существует еще одно условие, когда детский труд является допустимым с точки зрения шариата. Если семья настолько бедна, что родители не могут самостоятельно удовлетворить ее основные потребности, ребенок может работать, однако с условием соответствия труда его физическим и умственным возможностям. Иными словами, на детей ни в коем случае нельзя возлагать чрезмерную нагрузку.
Кроме того, профессор шариата и права университета Аль-Азхар, Абдель-Фатах Идрис, добавляет, что работа и заработок является в Исламе уделом мужчин. На это существует немало указаний в хадисах и Коране: «Скажи [, Мухаммад]: «Действуйте, ведь Аллах, Его Посланник и верующие увидят ваши деяния. Вы предстанете перед Тем, кто ведает тайное и явное»» (Сура «ат-Тауба», 9 / 105).
Но даже для взрослых труд не должен быть непосильным. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто ложится спать уставшим от работы, получит прощение грехов в течение ночи».
Задачи, возложенные на детей в возрасте до 13 лет, должны соответствовать их физическому и умственному развитию, иначе это может привести к ухудшению здоровья и исчерпать их ресурсы. Во времена Аср Саадат немало детей занимались трудом и даже собирали закят, что тогда было не самой простой задачей.
Нельзя заставлять работать ребенка с утра до ночи без перерыва, что превышает его физические возможности. Дети должны получать удовольствие от всего, даже от труда. Следовательно, если работа подходит для ребенка и не перегружает его, то она допустима. К тому же, многие мальчики и девочки подчас справляются с некоторыми задачами лучше взрослых.