Совершение Хаджа на протяжении многих столетий захватывало умы многих мусульман Западной Африки. Известны немало историй паломничества легендарных правителей тех земель, которые смогли увидеть святыни Ислама своими глазами. Это Манса Муса, султан Мали, Аския Мухаммад, правитель Сонгая, а также Али Динар, последний владыка Дарфур, который прославился отправляемым ежегодно караваном, привозившим кисву – покрывало Каабы.
Паломники из Западной Африки преодолевали пески Сахары, затем направлялись в Каир и оттуда – в Мекку. Другой маршрут проходил через так называемый «суданский пояс» и был проложен через саванну, простиравшуюся от Красного моря до Атлантического океана. Об этом пути написано много; малоизвестным остается лишь тот факт, что паломники использовали его для совершения Хаджа.
Пешком в Мекку
Вместе с распространением Ислама в Западной Африке в четырнадцатом веке – и вплоть до середины двадцатого века благочестивые мусульмане шли в Хадж пешком. Их маршрут пролегал из Мекки через Сенегал и Судан. По мнению профессора Аль-Амина Абу-Манги из Института африканских и азиатских исследований в Хартуме, это объяснялось распространенной среди многих западноафриканских мусульман идеей о том, что паломничество должно быть сопряжено с «трудностью», чтобы максимизировать награду Всевышнего.
Западноафриканские мусульмане также романтизировали Восток и места, где были ниспосланы божественные откровения — Мекку, Медину и Иерусалим. Поэтому маршрут паломничества проходил через расположенные на западе города Шинкит, Тимбукту и Сокото через луга саванны в Дарфур, а затем в город Синнар или Шенди вдоль Нила — в Судан. Там паломники могла на кораблях приплыть в порты Савакин или Массауа на Красном море, а затем в порт Джидды в Аравии и, наконец, добраться до Мекки.
10 лет странствий
Дорогу к святым местам тогда нельзя было назвать полностью безопасной. Профессор Умар Ахмад Саид из Международного университета Африки в Хартуме объясняет, что на этом пути паломникам могли встретиться разбойники, работорговцы, дикие животные, они могли столкнуться с серьезными болезнями, а также с нехваткой воды и продовольствия. Порой некоторые верующие не выдерживали и отказывались от своей мечты, возвращаясь на родину с разбитым сердцем.
Такие поездки в лучшем случае занимали несколько месяцев. Но большинству хаджиев для того, чтобы достигнуть святых земель, требовалось не менее двух лет. Часто паломники были вынуждены временно селиться в городах и деревнях, чтобы найти работу и получить деньги на продолжение путешествия. В среднем Хадж в Мекку и обратно занимал десять лет. Вот почему мусульманин перед отправлением в паломничество предлагал супруге возможность развода, чтобы ей не пришлось ждать его возвращения.
«Они работали фермерами, скотоводами, квалифицированными мастерами. Многие паломники также учили Корану и преподавали в медресе. Однако не все могли продолжать путь и в итоге оставались в этих населенных пунктах. Так появились поселения западноафриканцев, особенно членов этнических групп Фулани, Хауса и Такарур, на протяжении всего маршрута Хаджа на восток, например, в Судане», — рассказывает профессор Махди Сати из Международного африканского университета в Хартуме.
Культурный обмен
Многие деревни, такие как Майерно, расположенная к югу от города Синнар в современном Судане, в основном населены выходцами из Западной Африки, которые шли из Нигерии в сторону Мекки. Во многих крупных городах Судана можно встретить представителей этносов Фуланис и Хауса, предки которых обосновались там в давние времена. Паломники привнесли свои традиции, опыт ведения дел, обычаи и культуру.
Так путь в Мекку приобрел значение культурного и экономического обмена между людьми, живущими в разных частях «суданского пояса». Большинство паломников однако в итоге возвращалось в родные места, и в их честь жители устраивали пышные празднества. Совершение Хаджа значительно повышало социальный статус, а к этим мусульманам с почтением обращались «хаджи».
Сегодня об африканском маршруте паломничества остались лишь воспоминания и исторические документы. В 50-х годах прошлого века пережитки колонизации, установление границ между странами и развитие авиации привели к его исчезновению. Однако наследие пути Хаджа остается в культурном влиянии западноафриканцев в тех районах, где они обосновались, а также в умах историков, поэтов и будущих паломников.