Дом для человека — уютная обитель, где он восстанавливает силы, обретает душевный покой, вместе с близкими и родными проводит счастливые и печальные дни. Это место имеет огромное значение в жизни людей. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Четыре вещи являются признаками счастья: хорошая жена, просторный дом, добрый сосед и удобное средство передвижения» (Ибн Хаббан). Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что в доме должны поддерживаться чистота и порядок (Тирмизи, «Адаб», 41).
Немаловажно, чтобы дом давал людям ощущение удобства, благородной простоты, скромной прелести, физической и духовной защищённости. Всевышний говорит: «Спроси [О, Мухаммад]: «Так кто же смеет объявлять запретными украшения Господа и пищу добрую, ниспосланную им рабам Своим? [Блага эти] предназначены для тех, кто уверовал в Бога и в Посланника Его, — в этой жизни, а также и в День Судный» («Сура «аль-А`раф», 7 / 32).
Из этого аята становится ясно, что человек должен украшать свой дом бесчисленными дарами Аллаха. Комнатные растения, например, облагородят даже самую скромную обитель, а произведения декоративно-прикладного искусства создадут необходимый уют. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своим последователям носить красивые одежды и жить в просторных домах.
По свидетельству Ибн Масуда (радыяллаху анху), однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не войдёт в Рай тот, у кого в сердце было высокомерие размером хотя бы с зёрнышко».
Кто-то из людей, услышав это, возразил: «Но ведь человек хочет, чтобы его одежда и сандалии были красивыми».
На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное. Но высокомерие — это отрицание Истины и презрительное отношение к людям» (Муслим, «Иман», 147).
В одежде и в украшении дома нельзя переходить границ, чтобы стремление к прекрасному не переросло в желание выделиться, похвалиться, вызвать в людях зависть. Важно так распоряжаться дарованными благами, чтобы создавать вокруг атмосферу мира и доброжелательности. Ислам установил определённые правила и запреты, по которым человек сможет украсить своё жильё самым наилучшим образом. Запрещено держать в доме всё, что так или иначе может привести к высокомерию, к нарушению чистоты веры, нравственных устоев. Не следует использовать для еды и питья посуду из драгоценных металлов, золота и серебра, нужно отказаться от шёлковых покрывал, штор, дорогих ковров. Сахаб Хузайф (радыяллаху анху) сообщал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил нам есть и пить из золотой и серебряной посуды, носить шёлк и садиться на дорогие покрывала. Он сказал так: «Это уготовано для нас в Ахирате» (Бухари, «Ашриба», 27; «Ат’имэ», 29; Муслим, «Либас», 4, 5).
Существует мнение, что мужчинам категорически запрещено носить шёлковые одежды (исключение делается при наличии кожных заболеваний). Женщинам же рекомендовано носить наряды из шёлка и золотые украшения, которые только подчёркивают их природу. Однако важно соблюдать меру и не переходить границ дозволенного. Благочестивая женщина — скромная, стыдливая и богобоязненная.
В хадисах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится также о скульптурных изваяних. Он запрещал мусульманам изготавливать подобные вещи и украшать ими жилище: «В дом, где находятся статуи, ангелы не входят» (Бухари, «Бадиль-Халк», 7; Муслим, «Либас», 87); «В день Кыямата испытают тяжкие муки те, кто создавал образы руками» (Бухари, «Адаб», 75; Муслим, «Либас», 96).
Причины, по которым в доме не должно быть изображений живых или воображаемых существ:
— чтобы стереть из памяти людей знания об идолопоклонничестве и обожествлении статуй и памятников;
— чтобы укрепить веру в Единого Аллаха;
— чтобы предупредить грех скульптора, который в процессе творчества может вообразить себя всемогущим, заболеть высокомерием и стать недостойным рабом Всевышнего;
— нельзя держать в доме изображения обнажённых тел, идолов или любых предметов, чтобы у людей сохранялись нравственные устои и вера в Единственность Аллаха;
— чтобы избежать ненужных затрат.
О рисунках на предметах быта, на стенах, на полу помещений в хадисах не дано точного определения халяль или харам. Существуют различные хукмы (суждения), которые выносят в зависимости от изображения, предназначения и местонахождения предмета с рисунком. Ибн Аббас (радыяллаху анху) советовал одному художнику: «Если хочешь передать что-то на рисунке, изображай деревья и неодушевлённые предметы» (Тахави, «Шарху Мааниль-Асар», Каир, 1968, Т.4, стр. 282—288).
Таким образом, Ислам запрещает не рисовать, а изображать предметы, которые могут привести людей к искажению веры. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заботился о том, чтобы не возникло противоречий с основами Ислама. Некоторые учёные пришли к мнению, что изображения одушевлённых предметов в двухмерной плоскости не имеют портретного сходства с реальными живыми существами, а потому возможны.
Что же касается фотографий, которые появились в середине 19 века, то определение их в категорию харам или халяль зависит от цели их создания. Запрещено фотографировать всё, что может привести к безнравственности. Считаются дозволенными снимки, удостоверяющие личность человека, и предназначенные для других юридических бумаг.
Автор: Шамсутдинова Р.Р,