Помимо обязательного пятикратного намаза в Исламе существует практика дополнительных богослужений. Сюда относятся намазы ваджиб и нафиль. Их выполнение не обязательно, однако считается крайне достойным деянием.
Намазы ваджиб – поклонения, выполнение которых необходимо.
- Намаз аль-витр: 3 ракаата.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто уверен, что встанет с постели под утро, пусть читает намаз витр в конце ночи, ибо поистине, такой намаз имеет свидетелей — ангелов, и поэтому читать витр в это время лучше» (Муслим, «Мусафирин», 162, 163; Тирмизи, «Витр» 3).
- Праздничные намазы: 2 ракаата.
Джабир (радыяллаху анху) сказал: «В день праздника Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обычно возвращался домой с молитвы не тем путём, которым шёл на неё» (Бухари, «Идайн», 24.
Намазы нафиль – дополнительные поклонения, которые можно выполнять сверх обязательных (фардов).
Нафиль-намазы делятся:
1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фардам (сунна-намазы, читаемые до или после фардов, и намаз-таравих, совершаемый каждую ночь во время месяца Рамадан).
2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов.
Такие намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения большего саваба. Вот некоторые из них:
а) намаз ад-духа, который читают после восхода солнца по истечении времени макрух для намаза и завершают с приближением солнца к зениту (за 20-40 мин до наступления намаза аз-зухр); он состоит минимум из 2 ракаатов, максимум из 12 ракаатов;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто постоянно читает 2 ракаата намаза ад-духа, тому будут прощены грехи, даже если их так много, как пены в море» (Ибн Маджа, «Икама», 187, №1382).
В хадисе говорится: «Если мусульманин читает 12 ракаатов духа намаза, то ему Аллах создаст дворец в Раю» (Тирмизи, «Витр», 15, №473).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) напоминал: «Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих (слова Субхан Аллах) – садака, каждый тахмид (слова Альхамдулиллях) – садака, каждый тахлиль (слова Ля Иляха Илляллах) – садака, каждый такбир (слова Аллаху Акбар) – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяет собой два рааката намаза ад-духа» (Муслим, «Салятуль-Мусафирин», 81).
б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2 ракаатов, максимум из 12 ракаатов;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучшей молитвой после пяти обязательных является ночной намаз» (Муслим, «Сыям», 202; Тирмизи, «Мавакыт»).
Он уточнил: «Все молитвы, что совершаются после аль-Иша, относятся к ночным намазам» (Табарани).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Выполняйте тахаджуд намаз! Он был привычным для праведников, так как приближает к Аллаху, служит искуплением от дурного и защитой от грехов!» (Хаким, «Мустадрак»).
Он говорил верующим: «Пусть милостив будет Аллах к человеку, который встает ночью и совершает тахаджуд, а потом будит свою жену, и она тоже читает этот намаз! Если она не просыпается, то можно побрызгать ей в лицо водой. Пусть милостив будет Аллах к женщине, которая встает ночью и совершает тахаджуд, а затем будит своего мужа. И если он не встает, то она может брызгать ему водой в лицо» (Абу Давуд, «Витр», 13).
В Сунне сказано: «Спите днем — это поможет встать ночью для совершения намаза тахаджуд» (Ибн Маджа, «Сыям», 22).
в) намаз тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это время не макрух; он состоит из 2-х ракаатов. Если зашедший в мечеть человек сразу совершил другой намаз (фард или сунну), то это заменяет собой молитву приветствия. Если мусульманин зашел в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. Если верующий заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «В Судный День, когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходил в мечеть в темноте» (Ибн Маджа).
В хадисе сказано: «Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам и отправился в Хадж» (Бухари, «Фадаилуль Амаль, 275).
г) намаз аввабин, который совершается после вечерней молитвы (аль-Магриб) и состоит из 4 ракаатов.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто прочитает шесть ракатов после Магриба, тому будут прощены грехи, даже если число их равно количеству пены в море» (Табарани; Ибн Маджа; Тирмизи).
В упомянутые в хадисе 6 ракаатов входят 2 ракаата сунны муаккада и 4 – дополнительной сунны.
д) намаз омовения совершается сразу после этого действия (до высыхания воды с поверхности омытых частей тела), если не наступило время макрух; он состоит из 2 ракаатов.
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два ракаата намаза с глубокой искренностью, непременно заслужит Рай» (Муслим, «Тахара», 17).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)