Благовоспитанность (адаб) – вершина мусульманской морали. Всевышний Аллах велит проявлять наибольшую учтивость по отношению к Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям). Столь же деликатное обращение должно распространяться на учителей, родителей, му`минов и на всех живых существ. Праведник Суфьян Саври сказал: «Благой нрав гасит гнев Аллаха Тааля».
Ибн Аббас говорил: «Наиболее значимым правилом благовоспитанности являются следование всем предписаниям Аллаха и воздержание от Его запретов как в нужде, так и в достатке».
Три свойства характера помогают заслужить довольство Аллаха:
1) Обладание высокой нравственностью;
2) Пребывание рядом с благовоспитанными людьми;
3) Утонченность и нежелание даже ненароком оскорбить кого-либо или причинить страдания.
Му`мины отличаются от окружающих прекрасной нравственностью и благим воспитанием. Поэт Д. Руми писал: «Разум мой спросил у сердца: «Что такое религия?» Сердце же, наклонившись к уху моего разума, отвечало: «Религия состоит из благовоспитанности – адаба».
Праведник Хатам Эсамма проявил пример высокой нравственности и утонченности, который весьма поучителен. Однажды он беседовал с болезненной, худенькой, испытывающей душевную боль, растерянной и печальной женщиной. В то время, когда она в слезах изливала своё горе, раздался очень неприличный звук. Женщина обмякла, как тающая свеча, испытывая неловкость. Она была уничтожена создавшейся Однако праведник, степенно взглянув на нее, сказал: «Я не слышу ваших слов! Я очень плохо слышу. Говорите громче, кричите! Я глухой!»
Беспомощная женщина, подумавшая, что её проступок остался незамеченным, в одно мгновение вернулась к жизни. Из-за подобной учтивости праведник получил прозвище «Эсамм» (глухой). Вот каково истинное благонравие и тонкость Ислама! После этого случая Хатам вел себя как практически глухой человек. Но после смерти женщины он сказал людям: «Отныне уши мои слышат. Можете говорить нормальным голосом!»
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)