Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям ) — последний Пророк, посланный Всевышним Создателем для людей всего мира. В этом необыкновенном человеке сосредоточены качества, которые должны быть у всех, стремящихся с чистым сердцем – кальби салим — предстать перед Аллахом в День Суда. Люди не могут жить без примера. То, что Аллах Та’аля дал нам такой безупречный образец человечности, доброты, зрелости, ясности ума и разумности сердца, дал людям знатока человеческой психологии, носителя искренней любви, человека, сочетающего в себе множество ипостасей:
от сироты, успешного торговца, благочестивого супруга, надежного друга, мудрого учителя и наставника, доброжелательного соседа до руководителя процветающего и справедливого государства, — это большое благо для общества. События и ситуации, в которые попадал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), происходят с людьми и в наше время. Возможно, форма изменилась, но содержание жизненных проблем во все времена одинаково. Каждый, кто хочет найти выход из той или иной ситуации, может обратиться к жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) руководствовался велениями Аллаха Та’аля. Его решения истинны. Однако Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), любящий и переживающий за мусульманскую умму, предупреждал своих последователей, что не все из его собственных действий будет им под силу. Для того, чтобы понять хакыкати Мухаммадия — духовную сущность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — мусульманам следует знать его особенности.
Аллах Та’аля воспитал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и наградил его особой духовной силой. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) много времени посвящал богослужению. Он совершал настолько длительные молитвы, что у него опухали ноги. В обычные дни он соблюдал пост, не разговляясь несколько дней подряд. Он запретил делать это своим последователям. Он не оставил наследства своим детям. Предчувствуя, что мусульмане захотят отдавать его семье закят, он запретил всем своим потомкам принимать закят и садака, сделав подобное для них харамом. В этом проявилась особая мудрость Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Любовь людей к потомкам Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) после его ухода могла бы плохо отразиться на их духовном состоянии. Этот поступок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) был продиктован любовью и заботой о своих детях, а также заботой о чистоте отношений в мусульманском обществе.
Запрет касался лично самого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его потомства, поэтому не следует понимать, что мусульмане не должны оставлять своим детям наследства. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аль-факри фахри» (гордость бедностью). Это не означает, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поощрял бедность и нищету. Его слова о скромном образе жизни содержат в себе не указание, а совет быть покорным воле Аллаха и быть довольным своей судьбой. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поддерживал стремление к богатству, разумеется, богатству, добытому законным путем и честным трудом, и говорил о том, что «рука дающая благороднее берущей». Внутренний смысл призыва к отречению от земных богатств заключается в отказе души и сердца от чрезмерного внимания к вещам материальным.
С другой стороны, в то время подобный призыв был вызван тяжелыми условиями жизни, когда, видимо, возникла необходимость поощрить такое качество, как довольство судьбой, что исключало возникновение внутреннего недовольства волей Аллаха. Прямое толкование этого требования приводило к тому, что некоторые люди, обладая определенным состоянием, вели такой образ жизни, словно бы они были обделены всем.
Как прекрасно объяснил значение воздержания Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Воздержанность от всего дозволенного в этом мире не означает ограничения разрешенного или отказа от имущества. Воздержанность – это стремление больше надеяться на то, что есть у Аллаха, чем на то, что есть у себя. Это надежда на награду Аллаха за терпение, проявленное в момент, когда настигает беда». «Воздержанность в жизни дарует покой и удовольствие телу и душе. Стремление к богатству увеличивает беды и несчастья».