В душе каждого человека есть два полюса: один повелевает совершать добрые дела, быть благочестивым, а второй заставляет возмущаться, быть недовольным и злым. Каждый из нас в течение всей жизни координирует свои поступки, поведение и образ действий в соответствии с этими взаимоисключающими, противоречивыми тенденциями.
Когда в сердце побеждают набожность и благочестие, человек устремляется к праведным деяниям и к прекрасным морально-этическим нормам. Если же, напротив, побеждают грехи и распутство, то человек совершает безнравственные поступки и ведёт себя аморально. В Коране сказано: «Кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие» (Сура «аш-Шамс», 91 / 8).
Распутство и злодеяния отдаляют человека от Аллаха. Благочестие и набожность же приближают раба к своему Создателю. Статус мусульманина в обоих мирах зависит от его выбора. Однажды благочестивому Умару (радыяллаху анху) рассказали о человеке, который ночи проводит в молитвах, а дни – в посте. Однако халиф, не придав значения этим словам, поинтересовался: «Вы мне скажите, каким он является соседом, торговцем и попутчиком?»
Три аспекта, на которых заострил внимание праведный халиф Умар (радыяллаху анху), показывают истинное лицо человека. В эти моменты ему легко потерять самообладание, стать раздражительным и выйти из себя. Находясь в затруднительном, стеснённом положении, человек раскрывает миру всё, что есть в его душе. Это видно и при ведении торговых операций, и в соседских взаимоотношениях, и в дружбе.
Наша земная жизнь проходит в проверке на прочность. Нафс, который становится самым большим препятствием, заставляет человека проявлять негативные наклонности. Однако в каждой душе есть и положительные качества. Людям нужно очиститься с помощью духовного воспитания от мерзких и скверных качеств характера, а затем предъявить миру драгоценную суть, свои прекрасные задатки. В противном случае естество человека станет денно и нощно работать на шайтана.
Поэт Д.Руми обращал внимание мусульман: «Разве ты не видишь, что твой безупречный друг, обладающий мягким нравом, становится подобен змее, когда дело касается его выгоды или когда ты противоречишь ему?»
Шейх Саади (рахматуллахи алейхи) сказал: «Не может называться настоящим человеком тот, у кого есть глаза, уши, уста! Подлинным человеком является тот, чей духовный облик прекрасен!»
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)