У мусульман-суннитов существуют две школы по вероучению. Последователи мазхаба Ханафи в вопросах вероучения зачастую придерживаются школы богословия имама аль-Матуриди, а последователи мазхабов Малики, Шафии и Ханбали — школы имама аль-Ашари, хотя бывают исключения.
Эти два направления имеют несущественные различия в понимании муджтахидами одних и тех же теоретических вопросов. Обе школы богословия опираются на единые основы веры и представляют собой единый путь четырёх богословско-правовых школ.
Слово «итикад» означает «вера». А веру во что-нибудь, подтверждение какого-либо сообщения или следование какому-либо направлению называют акида. Иман и итикад — слова-синонимы. Иман — это принятие Ислама сердцем и подтверждение всего, о чём сообщил Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Чтобы к человеку относились как к мусульманину, он должен открыто заявить об этом или показать делами.
Акида изучает не формы богослужения и ритуальных действий, а положения, относящиеся к вероучению. Система Ислама сформулирована в дуа «аманту» (уверовал). Это вера в Творца, ангелов, Книги, пророков, Судный день, предопределение, а также в то, что добро и зло происходят по воле Аллаха.
В первые годы существования Ислама акида ещё не выделилась в отдельный раздел знаний. В то время Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) приходили Откровения, и при возникновении какого-либо затруднения люди сразу обращались к нему. Возникающий вопрос быстро решался в свете посланий Аллаха. Сахабы беспрекословно верили каждому слову Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и полностью принимали его учение и принципы без всяких возражений и сомнений. Когда язычники стали издеваться над рассказом о Мирадже и спросили о достоверности его слов у Абу Бакра (радыяаллаху анху), сподвижник с уверенностью ответил: «Если Мухаммад сказал, что он совершил Мирадж, то это правда! Я верю в это, я верю во всё, что ниспосылается ему от Аллаха».
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) запретил сахабам вступать в споры о предопределении. Ведь не все положения Ислама можно понять разумом, а нужно беспрекословно верить в его сообщения и принимать их без всяких сомнений.
После смерти Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) божественные Откровения прекратились, но сподвижники продолжали сохранять чистые и светлые принципы Ислама. С расширением территорий мусульманского государства, с развитием культурно-экономических отношений возникли множество вопросов. С учётом этого впоследствии сформировались две богословские школы: матури и ашари.
Мазхаб матуриди
Основатель этого мазхаба, Абу Мансур Мухаммад, родился в селе Матуриди близ Самарканда. Он умер в 333/944. В те времена многие народы принимали Ислам, что значительно обогащало мусульманскую культуру. Тогда же на арабский язык переводилось много трудов по древнегреческой и индийской философии. Но одновременно распространялись различные взгляды и теории, что таило опасность для людей неподготовленных и не имеющих знаний. Поэтому возникла необходимость сохранить и защитить законы Ислама с помощью логики и аналитического мышления.
Новый раздел науки, предназначенный для сохранения Ислама, назвали «калам». На латыни этот термин имеет название «теология». Абу Мансур Мухаммад Матуриди стал знаменитым теологом того времени. Он толковал вероучение согласно положениям Корана и Сунны. Используя при этом логику и аналитический метод мышления. Таким образом, он сделал огромный вклад в дело защиты Ислама и оградил основные принципы религии от искажений, став в Маварауннахире имамом ханафитов в области итикада.
Принципы итикада Матуриди изложены в книге Абу Ханифы «Аль-Фикхуль Акбар». В этом труде рассматриваются главные положения веры и даются разъяснения наиболее сложных сторон религии, так как Абу Ханифа сначала изучал калям и только потом стал заниматься фикхом. Известны пять его произведений: «Фикхуль-Акбар», «Ар-Рисаля», «Аль-Фикху Абсат», «Китабуль-алим» и «Аль-Васия».
После имама Матуриди ханафитов стали называть и матуридитами, так как все ханафиты, особенно тюрки, стали приверженцами имама Матуриди. Известны два его фундаментальных труда:
1. «Китабуль-таухид». Имам Матуриди отстаивает принципы Ислама и старается очистить религию от ошибочных взглядов. Книга издана в Египте учёным Фатхуллахом Хулайфом в 1970 году. Матуриди приложил все усилия, чтобы показать неверные взгляды мутазилитов, и в форме ответов на возражения лидера мутазилитов написал небольшие критические статьи. Кроме того, имам Матуриди боролся с кармати и рафидитами.
2. «Та’вилатуль-Кур’ан». Это произведение представляет собой толкование аятов Корана, чтобы обосновать доводы ахли-Сунна. При этом автор опирался на логику и достоверные доказательства, восходящие к авторитетным источникам. Вопросы раскрыты в лёгкой и доступной форме. При необходимости Матуриди обращался и к другим школам, приводя их доводы.
Мазхаб Ашари
Абуль-Хасан аль-Ашари считается вторым имамом итикада ахли-Сунна. Он родился в 260/873 году в городе Басра и умер там же в 324/935 или в 330/941 году. Настоящее его имя — Али, а отца звали Исмаил. Сначала имам Ашари придерживался взглядов мутазилитов и до сорока лет следовал этому направлению. Но однажды ночью ему приснился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), после чего он понял, что идёт по ложному пути. Именно в это время он задал некоторые вопросы своему учителю Абу Али аль-Джуббаи, на которые тот не смог ответить. После чего Ашари оставил мутазилитов.
В дальнейшем имам Ашари разработал новую методику каляма, основной принцип которой заключался в разъяснении божественных Откровений на основе размышлений. Имам Ашари стал защитником взглядов ахли-Сунны и полностью разделял точку зрения своего современника, имама Матуриди. Разумеется, у них существовали небольшие расхождения, которые были не столь существенны. Например, Матуриди утверждал, что иман (вера) в душе вечен и остаётся неизменным, тогда как Ашари говорил, что иман может усиливаться или слабеть.
Маликиты и шафииты приняли учение Ашари, а ханбалиты считают, что фикх и итикад едины. Они не придерживаются какого-либо мазхаба, кроме ханбалитского.
Известны произведения имама Ашари:
1. «Малакатуль-исламийун». В этой книге он описывает мазхабы, давая им взвешенную оценку, не обвиняя ахли-кыблу в неверии, и следует среднему пути.
2. «Аль-Ибана ан усулид-дин». Здесь учёный раскрывает проблемы каляма: можно ли видеть Аллаха? Каким образом говорит Аллах? Место Его пребывания. Его сыфаты. Жизненный удел и смерть человека, истина и заблуждения.
3. «Ар-Рисаля фи истихсаниль-хафз». В этой книге Ашари, опираясь на аяты и хадисы, отвечает на нападки тех, кто обвинял его в ереси и бидаа (нововведениях). Он доказывает, что использование логического мышления дозволено сутью религии.
4. «Аль-Лума». Одно из важных произведений Ашари, где изложены его взгляды и мнения в отношении калям.
Имамы Матуриди и Ашари приложили все силы, чтобы поставить заслон различным вредным убеждениям. Благодаря трудам этих учёных исламский мир был спасён от разногласий и противоречий.