Демократическая республика Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. Это одно из древнейших государств в мире, которое раньше называлось Абиссинией. Слово ведёт происхождение от аравийского слова «хабашат», которое означало преобладающее семитское население древней Эфиопии.
Об истории этой страны каждый мусульманин узнаёт, знакомясь с жизнеописанием Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Более 14 веков назад последователи Ислама совершили сюда первую Хиджру — переселение из Мекки в Медину. Мудрый и справедливый правитель Наджаши принял мухаджиров, укрыв и защитив от гонений язычников. В Эфиопии появился на свет один из достойных сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — сахаб Биляль Хабеши (радыяллаху анху). Он известен тем, что удостоился чести читать азан в мечети Пророка.
Подавляющая часть 80-миллионного населения Эфиопии — мусульмане-сунниты, приверженцы шафиитского мазхаба. Они составляют 45 процентов всех жителей страны. Они соседствуют с многочисленными последователями христианства, а эфиопская православная церковь играла до недавнего времени важную роль в политической жизни государства. Но в 1976 году христианство утратило привилегию называться единственной официальной религией, и отныне Ислам и другие вероисповедания уравнены в правах. Любопытно, что на улицах многолюдной столицы, Аддис-Абебы, практически нет бранящихся или дерущихся жителей: религия призывает всех к терпению.
Мечетей в Аддис-Абебе не так много, а их минареты сложно заметить издалека. Доносящийся с них азан по стилю исполнения практически ничем не отличается от мекканского и мединского. Внутри эфиопских мечетей нет привычного для нас роскошного убранства: белые стены не украшают аяты Корана, имена Аллаха, Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и праведных халифов, нет здесь разноцветных причудливых витражей и мягких ковров. Но в них чисто и светло. Местные мусульмане искренне рады гостям: визиты собратьев по вере дают им почувствовать, что они часть единой уммы. Многие эфиопы прекрасно владеют арабским, языком Корана. Между тем, официальные языки в стране — амхара и семитский, далёкий родственник арабского: его алфавит отчасти напоминает китайские иероглифы.
Практически во всех деревушках Эфиопии построены мечети, где собираются мусульмане. Большинство жителей страны, исповедующие Ислам, одеваются согласно нормам шариата. Сельчане в основном используют издревле известный способ передвижения — лошадей и ослов. Такая приверженность традициям имеет своё объяснение: некоторые мусульмане Абиссинии абсолютно не приветствуют прогресс, считая его причиной ослабления религии, и приводят в пример Объединённые Арабские Эмираты и другие страны. Но абсолютно отказаться от техники в Эфиопии никто не может, ибо она здесь нужна — дело лишь в возможностях.
Однако бедность подавляющей части населения страны — лишь одна сторона медали, о которой все наслышаны. Другая сторона — непрерывное развитие и финансовый рост в республике: Эфиопия взяла курс на приватизацию и рыночную экономику. Представители итальянских, индийских и китайских компаний приобретают здесь кожу для изготовления аксессуаров и одежды, ежедневно в Европу отправляется самолет, загруженный розами, также экспортируются кофе, злаки, бобовые культуры. Улучшается инфраструктура страны, строятся отели, развивается туристическая отрасль. От стран СНГ времён 90-х годов прошлого века Эфиопию выгодно отличает отсутствие криминала и коррумпированности чиновников, что создаёт практически идеальные условия для иностранных инвестиций. Наибольшую активность уже проявили китайские фирмы, которые строят новые дороги, фабрики и заводы, модернизируют сферу телекоммуникации, а также реализуют собственную продукцию. Местные бизнесмены и мусульманские инвесторы тоже используют шанс обрести довольство Аллаха, занимаясь развитием торговли и совершая собственный вклад в экономику Эфиопии.
В 2011 году страну, наряду с другими государствами Восточной Африки, постигла небывалая засуха, которая повлекла за собой сильнейший голод и обезвоживание. Сотни тысяч людей были вынуждены искать убежища на более обеспеченных ресурсами территориях. Сейчас государства Персидского залива и ряд арабских стран вместе с сотрудниками гуманитарных организаций продолжают оказывать продовольственную помощь пострадавшим. Одновременно Организация исламского сотрудничества, Лига арабских государств и Европейский союз обсуждают способы противостояния нелегальной миграции из Эфиопии, Сомали и соседних стран.