Вопрос: Раньше я посещал духовные беседы и выполнял определенные задания для духовного совершенствования, но долгое время не выполнял обязанностей ученика и ступил на путь греха. Могу ли я вернуться в тарикат?
Человек, который не слушает духовного наставника или после недолгого пробуждения снова окунулся в гафлет (беспечность), должен искренне совершить тауба и вернуться на путь нравственного воспитания. Людям свойственно делать ошибки, и от них не защищены даже пророки.
Например, Юнус (алейхиссаллям) вопреки повелению Аллаха оставил свой народ раньше положенного срока и был наказан. Об этом сказано в Коране: «Воистину, Юнус был тоже посланником. Когда он бежал [от своего народа] к нагруженному кораблю, то кинул вместе с другими жребий и проиграл, [и он оказался в море]. Его проглотил кит, и он был достоин порицания. Если бы он не был из числа воздающих хвалу Аллаху, то непременно остался бы во чреве кита до Дня воскресения. Наконец, Мы выкинули его [из чрева кита] на пустынный берег, и он тяжко занемог. Там, по Нашей воле, выросло над ним тыквенное дерево. Затем Мы отправили его [посланником] к ста тысячам [людей] или даже больше того. Они уверовали, и Мы даровали им земные блага до определённого времени. Спроси [, Мухаммад,] их, почему это у твоего Господа только дочери, а у них — сыновья» (Сура «ас-Саффат», 37 / 139—149).
Учеников, которые не достигли духовной зрелости и покинули тарикат, часто сравнивают с пророком Юнусом (алейхиссаллям). Он осознал свою ошибку и сделал тауба в животе у кита. Его покаяние было принято Всевышним. Наставники считают, что это даёт надежду всем, кто поддался нафсу. Салик не должен отчаиваться и, как сказал Ибн Аджиб, «должен продолжать стучаться во врата» в надежде на Милость Аллаха.
Другой урок из истории пророка Юнуса (алейхиссаллям) заключён в избавлении от гнева Аллаха. Народ в последний момент совершает тауба, и Всевышний очищает город от нависших чёрных туч. Любой раскаявшийся грешник имеет право на тауба и Милость Творца.
На примере истории Юнуса (алейхиссаллям) имам Кушайри рассказывает о всеобъемлющей милости (мархамат) Всевышнего: «Пророк ушёл, оставив свой народ погибать. Тогда Аллах Тааля обратился к Своему посланнику: «Вели тому гончару разбить все горшки, сделанные им в течение года». Юнус (алейхиссаллям) с горечью спросил: «О, Аллах! Как я могу просить его уничтожить труд целого года?» Всевышний сделал наставление: «Тебе жаль, что пропадёт труд гончара, но при этом ты осмеливаешься просить у Меня гибели сотни тысяч людей. Я их создал, Я и пожалею их» («Бахруль-Мадид», т. 6, стр. 191).
Поэтому Всевышний прощает тех, кто искренне обращается к Нему.