До наших дней дошли многочисленные рукописи Корана, полные или неполные, включая и такие, которые датируются первым веком по Хиджре. Хотя не существует официального их подсчета, один из крупнейших мусульманских ученых и историков современности шейх Мухаммад Мустафа аль-Азами оценивал их количество в 250 тысяч.
Рукописи Корана хранятся в музеях, мечетях, библиотеках и других учреждениях подобного рода по всему миру. В прошлом веке началась деятельность по факсимильному изданию наиболее ценных и редких из них. Такие издания в точности воспроизводят тексты в их оригинальных рукописных формах. Факсимильные издания позволяют исследователям, занятым изучением Корана и арабской полиграфии, получить легкий, хотя и косвенный доступ к ранним рукописям Корана.
1 – Коран Усмана, известный также как Самаркандский Коран (644–656), издание подготовлено С.Писаревым и вышло в Санкт-Петербурге в 1905 году.
В 1905 году русский востоковед С.Писарев опубликовал факсимильное издание знаменитого Самаркандского Корана – считается, что одна из шести первых копий Корана, созданных при халифе Усмане (радыяллаху анху). Среди мусульман Средней Азии и в других местах распространено убеждение, что рукопись, хранящаяся ныне в Ташкенте, была личной копией Корана халифа, которую он читал, когда на него напали и убили в 35 г.х. / 656 г. н.э. По оценкам, рукопись первоначально состояла из примерно 950 листов, но с годами отдельные страницы были утеряны. Факсимильное издание, выполненное Писаревым, включает 353 листа. Оно было издано в виде полноразмерного гигантского фолианта почти в натуральную величину. Книга вышла ограниченным тиражом — всего было напечатано 50 экземпляров.
2 – «Коран Ибн аль-Бавваба»: Библиотека Честера Битти, Дублин, Рукопись К. 16. Ред. Д. С. Райс. Грац, 1983.
Это полное факсимильное издание знаменитой рукописи Корана, выполненной Ибн Баввабом и датируемой 391 годом по Хиджре. Коран написан золотыми чернилами каллиграфическим почерком насх, богато орнаментирован.
3 – Факсимильное издание рукописи, написанной почерком хиджази, из Национальной библиотеки Франции (Arabe 328a), Lesa, 1998.
Издание состоит из 56 листов, что составляет около 25% всего текста Корана. Издан под редакцией Франсуа Дерош и Серхио Нога Носеда. Второй том (2001) представляет собой факсимильное издание самой старой рукописи Корана из Британской библиотеки (Or. 2165). Первоначальная рукопись состояла из 121 фолио, составляющих 53% всего текста Корана, но факсимильное издание 2001 года включает только первые 61 фолио, а оставшиеся запланированы для будущей публикации.
4 – Коран Усмана: Санкт-Петербург, Катта-Лангар, Бухара, Ташкент. Издание Ефим Резван. Санкт-Петербург, 2004.
Это факсимильное издание «Корана Усмана» (Санкт-Петербург, Катта-Лангар, Бухара, Ташкент), в котором содержится около 40% всего текста Священной Книги.
5 – Аль-Мусхаф аш-Шариф: приписывается Усману ибн Аффану
Это факсимильная копия из турецкого дворца-музея Топкапы. Издание Тайяр Алтыкулач. Стамбул, 2007.
6 – Аль-Мусхаф аш-Шариф аль-Мансуб ила Усман ибн Аффан: Нусхат матхаф аль-асар аль-туркийа валь-исламийя би-Истанбул. Издание Тайяр Алтыкулач. Стамбул, 2007.
7 – Аль-Мусхаф аш-Шариф аль-Мансуб ила Усман ибн Аффан: Нусхат аль-Машхад аль-Хусайни би’л-Кахира. Издание Тайяр Алтыкулач. Стамбул, 2009.
В 2007 году Тайяр Алтыкулач опубликовал факсимильные издания двух рукописей Корана, приписываемых третьему халифу Усману. Первая из них, хранящаяся в дворцовом музее Топкапы (№ 44/32), является почти полной – в ней отсутствуют только два фолио. Таким образом, рукопись включает более 99% всего текста Корана. Вторая, хранящаяся в Музее турецкого и исламского искусства (№ 457), также содержит почти весь текст. В 2009 году Алтыкулач опубликовал факсимильное издание еще одной рукописи, приписываемой Усману, из Центральной библиотеки исламских рукописей в Каире, в которой содержится более 99% всего текста Корана и в которой отсутствуют только 4 фолио (в то время как некоторые другие фолио были переписаны в более позднее время).
8 — Аль-Мусхаф аш-Шариф аль-Мансуб ила Али ибн Аби Талиб: Нусхат Шанна. Издание Тайяр Алтыкулач. Стамбул, 2011.
Это факсимильное издание рукописи, приписываемой четвертому халифу Али и хранящейся в Великой мечети в Сане. Она содержит около 86% всего текста Корана.
Ожидается, что в ближайшие годы будет выпущено больше факсимильных изданий такими учеными, как Тайар Алтыкулач, Франсуа Дерош, Ефим Резван, Альба Федели и другими. Стоит также отметить, что рукописи Корана публикуются не только в виде факсимильных изданий, но и в цифровом формате. С 2007 года работает проект Corpus Coranicum, целью которого является оцифровка древних рукописей, написанных каллиграфическими почерками хиджази и куфи.