Во времена СССР фильмы о татарах или с участием персонажей под татарскими именами хоть и крайне редко, но все-таки появлялись на экранах, и мне хотелось хотя бы упомянуть их исключительно добрым словом.
«Путевка в жизнь»
Первым по хронологии надо отметить хит советского кинопроката первой половины 30-х годов, незабвенную «Путевку в жизнь». Один из центральных героев фильма – татарин Мустафа «Ферт», роль которого исполнил мариец Йыван Кырла.
Бывший малолетний бандит-беспризорник проходит перековку в трудовой коммуне и полностью меняет свое мировоззрение. Он порывает с преступной средой и включается в строительство новой жизни. Однако прошлое находит его: он гибнет, защищая построенную силами бывших беспризорников-коммунаров железную дорогу от бандитов.
Персонаж этот скорее комический, но с изрядной хитрецой. Тем неожиданней звучит трагический финал. Фильм сообщал строителям коммунистического светлого будущего: татары – такие же братья по классу, которых угнетали царские сатрапы, они тоже стремятся к новой жизни и готовы строить ее и защищать.
Здесь стоит упомянуть и о трагической судьбе актера Йывана Кырлы. Он был репрессирован в 1937 году и погиб в лагере в июле 1943 года.
«Моабитская тетрадь»
Фильм был снят уже в 60-ые годы прошлого века и посвящен подвигу поэта Мусы Джалиля. Он поднимает вопрос о том, почему часть интеллигенции в годы Великой Отечественной войны сотрудничала с нацистами и пытается продемонстрировать ее моральный облик, противопоставляя патриотов-татар, которые сохранили верность Родине.
Примечательно, что роль Джалиля сыграл известный артист Петр Чернов, который к тому времени исполнил две ответственейшие роли в фильмах по романам Шолохова «Тихий Дон» (большевик Илья Бунчук) и «Поднятая целина» (двадатипятитысячник Давыдов). Остальных татар сыграли уже татарские актеры: Азгар Шакиров — Абдуллу Алиша, Рафкат Бикчентаев — Шафи Алмаза, Хавза Мингашудинова — мадам Идриси.
Фильм этот – не просто экранизация в духе соцреализма, но своеобразная психологическая драма. Он повествует не только о трагической судьбе патриотов-джалилевцев, но и о трагедии той части татарской интеллигенции, которая не приняла Октябрьскую революцию 1917 года. В фильме они показаны не как картонные манекены, какими обычно изображались предатели, а как живые люди, сделавшие ошибочный выбор, к которым нет снисхождения.
В фильме звучат стихи на татарском языке и татарские мелодии, как в исполнении татар-патриотов, так и их антагонистов. Примечателен и тот факт, что в фильме эпохи атеизма показаны мусульманские религиозные обряды, в том числе звучат аяты Корана.
«Возвращение чувств»
Фильм режиссера Марка Осепьяна, как сказали бы сейчас, картина «атмосферная», в том смысле, что передает атмосферу жизни татарского села конца 70-х годов прошлого века. Сюжет фильма, снятого по сценарию журналистки из Набережных Челнов Розы Хуснутдиновой, незамысловат, как и вся наша жизнь.
Супружеская пара утратила остроту любовных чувств. Они приезжают в отпуск в татарскую деревню и там, в ходе общения с родственниками и при погружении в татарскую культуру, под звуки национальных песен, эти чувства вновь возрождаются.
Фильм поражает необычной для жанра сельской драмы о тоске по родным местам целостностью и, как сейчас принято говорить, «месседжем» зрителю. После просмотра картины так хочется, чтобы сохранились все эти многочисленные татарские села, которые безжалостное время превращает или уже превратило в ничто.
Картина крайне ценна тем, что фиксирует непередаваемую атмосферу татарской деревни, ее обычаи. И главное – показывает важность преемственности поколений и сохранения связи с родной землей.
Фильм примечателен еще и тем, что одну из главных ролей в нем сыграл Раднэр Муратов, тот самый широко известный «Василий Алибабаевич» из комедии Гайдая «Джентльмены удачи». Причем сыграл деревенского татарского парня, влюбленного в родное село.
«Клад»
Фильм был снят в 1975 году по одноименному роману Гарифзяна Ахунова. Надо отметить, что он выходит за рамки обычной производственной драмы об освоении нефтяных месторождений. Это фильм о первой юношеской любви, об истории татар, о том, как потребности новой экономики и послевоенного восстановления хозяйства страны отодвигали в небытие старые народные традиции и обычаи.
Главную роль – Арслана Губайдуллина – сыграл крайне известный сейчас, а тогда молодой актер Александр Филиппенко. В фильме даже отрицательные герои показаны людьми, а не монстрами.
Хасан Насретдинов