facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Философ-мусульманин Ибн Хазм

1

Во времена расцвета исламской культуры и науки ученые должны были знать, думать и писать обо всем, от религии до медицины и любви во всех ее аспектах. О любви писали с философской и медицинской точек зрения. Ибн Хазм также внес заметный вклад в постижение природы этого чувства.

Ибн Хазм (994 – 1064 гг.) родился в Кордове, на юге Испании, через три столетия после установления там мусульманского правления. Он был ученым, поэтом, эрудитом, философом и правоведом из захиритской правовой школы (суннитская правовая школа, которая не пережила Средневековья).

Мыслитель жил во времена политических потрясений, когда берберские племена вышли на политическую арену после падения Омейядов, а Иберийский халифат распался на несколько небольших государств. В это неспокойное время параллельно происходило обновление и распространение литературы, известным примером чего является трактат, о котором речь пойдет ниже.

Сам Ибн Хазм, по-видимому, вырос в доме, полном женщин, поскольку он описывает: “Я был воспитан на их груди и среди них, не зная никакого другого общества. Я никогда не сидел с мужчинами, пока не стал юношей, и у меня начала расти борода”.

Он женился, будучи совсем молодым, на юной женщине по имени Нааман, которую очень любил. Но вскоре она умерла, и Ибн Хазм не только пребывал в трауре в течение нескольких месяцев, но так больше и не женился.

Трактат о любви

Трактат Ибн Хазма о любви, название которого переводится как “Ожерелье голубки”, считается одним из величайших шедевров арабской средневековой прозы. Но что отличает его от других? Прежде всего  его стиль и андалузский контекст, в котором он был написан. Давайте рассмотрим его различные аспекты.

Что касается литературного аспекта, то прозе Ибн Хазма присущ прекрасный поэтический стиль, что делает его трактат очень приятным для чтения в оригинале на арабском языке. По существу, трактат рассматривает любовь как социальное явление с примерами из реальной жизни, как часть естественного хода человеческой жизни.

Ибн Хазм пытается понять, как и почему кто-то влюбляется, какие ситуации благоприятствуют этому чувству (например, полезный друг, передающий сообщения) и что мешает ему (например, ревнивая третья сторона или даже смерть).

Ибн Хазм также пишет в интимной манере: вместо того, чтобы писать о любви в универсальном или объективном стиле, как многие ученые его времени, он приводит примеры из собственной жизни и жизни своих современников, чтобы объяснить, что происходит в жизни влюбленного. Мы обнаруживаем, что автор по своей природе амбивалентен: с одной стороны, он является поклонником женщин, с другой — сохраняет определенную степень недоверия к ним. В общем, Ибн Хазм очень человечен в своих недостатках.

Через тему любви и мирские ситуации, которые резонируют с читателями любого времени и места, мы открываем некоторые аспекты жизни жителей средневековой Испании и их культуры, включая особое место женщин, которые, хотя и правили в основном “за занавесом” в своих домах, но имели заметную власть в обществе — возможно, большую, чем где-либо в исламском мире в то время.

Его трактат был написан как письмо, адресованное другу, с жалобой на сердечные дела. Она состоит из 29 глав, которые имеют такие названия, как “О влюбленности с первого взгляда”, “О поражении глазами”, “О сокрытии тайны”. Некоторые главы посвящены негативным сторонам жизни влюбленного и называются “О клеветнике” и “О предательстве”. В каждой из них он аргументирует свои взгляды и мысли о разных проявлениях любви примерами из повседневной жизни, своей собственной поэзией, кораническими аятами и хадисами.

Не остались незамеченными и тенденции неоплатонизма – философской школы, популярной среди ученых того времени. Согласно этой теории, мир состоит из идеального царства духа, где обитает совершенство и к которому стремится душа, и материального царства, где царит несовершенство. Вот почему Ибн Хазм говорит, что “со своей стороны я рассматриваю любовь как соединение между рассеянными частями душ, которые разделились в этой физической Вселенной, союз, заключенный в субстанции их изначального возвышенного элемента”.

Для него влюбленный только стремится воссоединиться со своей второй половиной, несмотря на ограничения этого мира, “его душа действительно свободна и осознает, где находится тот другой, который разделял с ней в древней близости; его душа всегда ищет другого, стремится к нему, ищет его, жаждет снова встретиться с ним, притягивает его к себе, как магнит притягивает железо”.

Краткое изложение этого произведения можно закончить общим описанием пары влюбленных в первой главе “Знаки любви”: “Когда они полюбят друг друга с одинаковым пылом, и их взаимная привязанность будет чрезвычайно сильна, они будут противостоять друг другу без какой-либо веской причины, каждый будет намеренно противоречить другому во всем; они будут яростно ссориться из-за самых незначительных вещей, каждый будет подхватывать слово другого и намеренно неправильно истолковывать его. Все эти уловки направлены на проверку и доказательство того, что каждый ищет в другом”.

И, наконец, так Ибн Хазм описывает любовь: “Любовь – да возвеличит её Аллах! – поначалу шутка, но в конце – дело важное. Её свойства слишком тонки по своей возвышенности, чтобы их описать, и нельзя постигнуть её истинной сущности иначе, как с трудом. Что же касается причины того, что любовь постоянно в большинстве случаев возникает из-за красивой внешности, то вполне понятно, что душа прекрасна, и увлекается всем прекрасным, и питает склонность к совершенным образам. И, увидев какой-нибудь из них, душа начинает к нему приглядываться и, если различит за внешностью что-нибудь с собою сходное, вступает с ним в соединение, и возникает настоящая подлинная любовь. Поистине, внешность дивным образом соединяет отдалённые частицы души!”

Источник: Исламосфера

Share.