{jathumbnail off}
Существует несколько элементов, с помощью которых благочестивого Д.Руми пытаются изобразить вне Ислама. Один из них — это музыкальный инструмент нэй, а другой — религиозный обряд «сема» (радение дервишей).
Нэй, символизируя в поэме «Маснави» совершенного человека, в некоторых кругах воспринимается только как оркестровый музыкальный инструмент. Однако Д.Руми желает, чтобы слушавшие нэй достигали высоких чувств благодаря его звукам. В одном рубаи он говорит: «Слушай нэй и смотри, о чём он говорит. Он раскрывает скрытые тайны Всевышнего. Внутри он пуст и покорен, он пропускает через себя всё, что идёт в него, и в итоге получается мелодия зикра: «Аллах, Аллах!»
Нэй символизирует души, сгоревшие в огне божественной любви. С этой точки зрения нэй — это саз, в груди которого горит огонь высшей любви. Потому что он был срезан и оторван от зарослей родного тростника, его внутренности опустошили огнём и прорезали отверстия. Снизу, сверху и даже в междоузлия были вставлены металлические кольца и провода: он был заточен в кандалы, отчего высох, пожелтел и осунулся.
Точно так же и человек был спущен из божественного мира на землю и обжёг сердце разлукой со Всевышним. Кроме того, он оказался в заточении телесной клетки. Однако эта истина после совершенствования в результате размышлений и работы над собой выйдет из хранилища — станет ясной по мере роста сознания.
Обряд радения дервишей «сема», который имеет большое значение для последователей Д.Руми, в наши дни также пытаются привести в форму фольклорного танца. Однако, по мнению членов ордена Мавлави, первооснова обряда «сема» раскрыта в истории, которая произошла во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Джафар (радыяллаху анху) вернулся в Медину после пребывания в Эфиопии. Он узнал, что его наставник отправился в Хайбер и последовал за ним в тоске после 13-летней разлуки. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), увидев сахаба, очень обрадовался и произнёс: «Я не знаю, чему больше радоваться — осаде Хайбера или приезду Джафара! Джафар! Как ты похож на меня телесно и духовно!»
После этого Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) поцеловал Джафара (радыяллаху анху) в лоб. Любивший Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) как духовного отца Джафар (радыяллаху анху) пришёл в волнение от такого радушного обращения, впал в экстаз от восторга и воодушевления и начал кружиться от радости, подобно ребёнку.
Кружение в «сема» также является проявлением духовного экстаза под действием божественной любви. Это радение дервишей, приводящее к спокойствию и безмолвию сердца. Последователи Д.Руми воспринимают экстатическое погружение в «сема» не как богослужение, а как сунну-такрир, которая выполнялась в присутствии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и не была им запрещена.
Самое важное послание, которое благочестивый Д.Руми может передать, — это призыв к духовному воспитанию для того, чтобы стать совершенным в свете Корана и Сунны. Суть его наставления, сделанного всему человечеству вплоть до Судного Дня, заключается в следующем:
— Вера должна приносить душе удовольствие;
— Сердца должны чувствовать глубину Корана и духовность Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям);
— Религиозное братство должно скрепляться любовью, дружбой и служением. Необходимо осознанно жить в таком состоянии;
– Нужно испытывать глубокую любовь и милосердие ко всем созданиям во имя их Творца.
— Следует овладеть мудростью, перелистывая страницы Вселенной с осознанием себя и проявленной по отношению к себе божественной милости. Это способность приобщиться к тайне божественного повеления: «Читай!»
Ведь благочестивый суфий, делая выводы из собственной жизни, несмотря на достигнутый уровень нравственности, считал себя «недозрелым, сырым» до тех пор, пока не постиг суть приближенности Всевышнему. После того, как ему начали открываться тайны Вселенной, он назвал себя «созревшим, испекшимся в мудрости». Растворение своей личности в божественной любви он выразил словом «сгорел».
И потому самые важные послания Д.Руми человечеству заключаются в пожелании жить в духе Корана и Сунны, смотреть на мир глазами божественной любви, углубляясь в мудрости и совершенствуя душу.