Знаменитый французский музей Лувр открыл новый выставочный павильон, целиком посвящённый исламскому искусству. Многочисленные экспонаты из мусульманского мира расположены в просторных витринах на двух этажах музея.
Сотрудники отдела отмечают, что большинство из них стали впервые доступны для осмотра туристами – посетителями Лувра, до этого доступ к этим экспонатам имели лишь научные работники. Здесь — фрагменты поздней римской декоративной фризы, разрисованные арабеской, масляные лампы с арабскими надписями, мотивы на керамических чашах и многие другие ценности.
Новая секция исламского искусства задумана так, что органично переплетается с тематическим расположением других залов Лувра. Один из смежных путей ведет на север — к греческим залам, другой — к искусству Египта, дополняют полноту исторического периода коллекции из Восточного Средиземноморья.
Исламская секция в Лувре представляет посетителям два этапа развития мусульманского искусства. Первый — господство Ислама в Андалусии, второй – расцвет исламского искусства в Индии. Экспонаты имеют исключительную художественную ценность и богатый культурно-исторический подтекст. Например, мозаики Большой мечети в Дамаске, блюда 13 века, найденные в бывших буддийских городах Бамиан на территории современного Афганистана.
Первый этаж выставочного зала освещается желто-золотыми лучами дневного света, в то время как на нижнем этаже с кафельными стенами и множеством ковров царят вечные сумерки. Почерневший цемент боковых стен галереи и металлические вставки на полу придают этому месту сдержанное величие – несмотря на постоянный поток посетителей.
Открытие нового исламского отделения в Лувре — один из шагов к тому, чтобы называться музеем мирового искусства. Еще в 19 веке в музее постепенно начала формироваться коллекция предметов арабо-исламского мира. После вступления в должность директор Лувра Анри Луарет задумал создать новый тематический отдел. С момента возникновения идеи в 2001 году до ее реализации прошло 12 лет. Теперь в отделе исламского искусства выставлены пять тысяч керамических сосудов, архитектурные украшения, ковры и книги в дополнение к трем тысячам исламских объектов прошлого века. При этом экспозиция демонстрирует тесное переплетение традиций Запада и Востока.
Стоит отметить, что процесс сооружения самого павильона получился тоже интернациональным. Французская сторона взяла на себя лишь треть расходов, размер которых исчислялся миллионами евро. Более четверти необходимой суммы оплатили правители Марокко, Кувейта, Йемена и Азербайджана. Остальные средства предоставили частные спонсоры.