33-летняя художница Захра Масуми обращается в творчестве к классическому орнаментальному стилю. Она ведет курсы мастерства в столице Турции Анкаре и начала творческий путь более 12 лет назад в Тегеране.
Поначалу Масуми изучала миниатюрную иллюстрацию. После завершения двухлетнего обучения ее внимание привлекло искусство украшения и освещения. Затем мусульманка решила еще больше углубить знания и навыки в этой области, получив степень магистра истории искусств в Анкаре, куда она переехала в 2013 году.
«Искусство орнамента обычно идет в ногу с каллиграфией. Оно не считается отдельным, потому что эти два вида дополняют друг друга», – сказала она, имея в виду практику тезхиба – декорирования рукописей узорами, миниатюрами и прочими допустимыми в Исламе изображениями.
По ее словам, при поддержке правителей и султанов в мусульманских странах было выпущено большое количество экземпляров Корана, что заложило основу для обогащения искусства орнаментации и иллюминации. Его расцвет пришелся на 13 век. Орнаментальное искусство распространилось не только на территории Персии или Османской империи, но и получило популярность во всех мусульманских странах, включая тогдашнюю Испанию.
Отмечая, что в каждой стране появился свой собственный стиль иллюстрации, Масуми пояснила, что профессиональные художники по орнаменту могут четко дифференцировать работы по различию узоров, относя стиль к определенному периоду времени и стране происхождения. По словам художницы, после переезда в Турцию она попыталась совместить османские орнаменты с персидскими мотивами.
Художница сказала, что, вероятно, не смогла бы продолжить это направление, если бы осталась в своей стране, добавив, что приезд в Турцию, встречи с разными мастерами, анализ их работ, посещение выставок и конкурсов, а также обмен идеями и профессиональными комментариями с учеными – все это положительно повлияло на ее мастерство.
Искусство трогает души людей
«Я работаю над классическим стилем орнаментации и могу сказать, что это главная особенность моего искусства», – сказала Масуми, подчеркнув, что она намеренно избегает перехода на современный стиль.
По ее мнению, искажение классического стиля может нанести вред природе искусства: «На мой взгляд, чем более классическим может быть это искусство, тем больше оно может проявить себя и быть ближе к своей сути».
По словам Захры, материалы, которые она использует, модернизируются, помогая художникам «достигать еще более красивых и эстетических результатов». На создание самой сложной картины у художницы ушло семь месяцев. «Искусство – это то, что трогает души людей», – отметила она.
Расцвет орнаментального искусства связан с османской Турцией и сефевидской Персией. Подчеркнув, что мастера того периода из обеих империй имели обыкновение обмениваться опытом и влиять друг на друга, Масуми сказала, что даже узоры «близки друг к другу», а различия — только в деталях.
Напомнив, что она участвовала во многих конкурсах, в частности провела выставку своих работ в Иране, Масуми сказала, что планирует провести свою первую турецкую выставку в июне в Стамбуле, где она намерена показать работы в классическом стиле.
Основные закономерности в орнаментации
Масуми сказала, что мотивы хатаи (“китайский”) и руми (“византийский”) являются основными составляющими узоров, которые образуют орнаментальные искусство. “Экологические фрагменты, такие как природа, цветы и растения, занимают важное место среди узоров”, – добавила она.
Если мотивы хатаи отражают в основном природу, цветы и листья, то мотивы руми в основном стилизуют узоры животных. Она отметила, что орнаментальные узоры появляются, когда эти два мотива сливаются вместе. “Оставаясь вдали от них, мы отдаляемся от их природы, а это значит, что мы отдаляемся от сущности искусства”, – заявила она.
Художница подчеркнула, что живое наблюдение за шедеврами “оказывает сильное влияние” на людей искусства. “Обычно мы видим картину только издалека, но, подходя ближе и рассматривая работу невооруженным глазом, мы укрепляем наше воображение. Такое чувство, что мы живем историей”, – сказала Масуми.
Сохранение искусства
Чтобы освоить основы орнамента, для новичка требуется не менее 1,5 лет непрерывного обучения. Захра добавила, что искусство не заканчивается только рисованием узоров, но также требует теоретических знаний и опыта. “Студенты также должны увидеть много старинных произведений, проанализировать книги в библиотеках”, – сказала она.
Ее мечта – передать то, что она знает и чему научилась, студентам, которые интересуются орнаментом и миниатюрной живописью. “Я хочу, чтобы это искусство оставалось живым”, – заключила мусульманка.