В последнее время в обществе возрос интерес к вопросу взаимоотношений государства и религиозных объединений, и связано это в основном с принятием нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Насколько тесно сегодня взаимосвязаны в Казахстане государство и религия, нам рассказал доктор юридических наук, ассоциированный профессор, проректор по научной работе Академии экономики и права Алматы Акиф Сулейманов.
– Акиф Фирудинович, Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В нашей стране в согласии проживают представители свыше 130 национальностей со своими традициями, культурой, вероисповеданием. На ваш взгляд, что этому способствует?
– Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, в Основном законе нашего государства – в Конституции Республики Казахстан вышеназванные ценности провозглашены как высшие, как основополагающие принципы его деятельности. Во-вторых, реальная государственная политика гражданского, межнационального и межконфессионального мира и согласия, проводимая под руководством Президента страны – Лидера нации Нурсултана Назарбаева. В-третьих, это свойственные всем казахстанцам независимо от их этнического происхождения толерантность, миролюбие и дружелюбие.
Следует отметить особую роль казахского народа как государствообразующего, титульного этноса в сохранении политической стабильности в стране, позитивного социально-психологического климата и доброжелательных межнациональных отношений. Эти перечисленные слагаемые составляют, на наш взгляд, фундамент казахстанского мира и согласия.
– Как вы считаете, какова роль религии в таком светском государстве, как Казахстан?
– Роль религии в светском государстве определена Конституцией страны, другими законами и правовыми актами. Казахстан как демократическое, светское государство подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения. Согласно принципу светскости государство отделено от религии и религиозных объединений. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а система образования и воспитания в Республике Казахстан отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. Вместе с тем, светский характер государства вовсе не означает, что религия в нем не играет никакой роли и здесь все атеисты. В любом светском государстве проживают люди как разных национальностей, так и разных вероисповеданий и религиозных убеждений. Религия, будучи формой общественного сознания, типом мировоззрения, формирует определенные ценности, нормы, идеалы и, конечно, соответствующий им тип поведения людей. Религия может содействовать духовно-нравственному совершенствованию человека, милосердию, гуманизму, веротерпимости и так далее. В то же время искаженные толкования религии, слепой религиозный фанатизм способны разрушить личность, общество и государство. Поэтому роль религии в светском государстве значима и ответственна.
– В нашей республике установлены специальные выходные дни, связанные с празднованием мусульманского Курбан-айта и православного Рождества. Широко отмечаются религиозные праздники других конфессий. Людям предоставлена возможность открыто и достойно удовлетворять свои духовные потребности. Как Конституция страны защищает и в то же время контролирует религиозные процессы?
– Как уже говорилось, Конституция нашей страны подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения. Основной закон провозглашает равенство всех перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам отношения к религии, наличия или отсутствия религиозных убеждений. Не допускаются пропаганда или агитация религиозного превосходства. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни.
Эти конституционные положения уточняются в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором сказано, что «воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются». «Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан».
– Достаточно ли отработаны принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений, духовного воспитания и образования? Незыблемы ли эти постулаты или они должны корректироваться с учетом стремительного развития общества?
– В целом, как было уже отмечено выше, казахстанская система образования и воспитания носит светский характер и отделена от религии и религиозных объединений. Исключение составляют религиозные образовательные учреждения.
Согласно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «не допускается проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях: организаций образования, за исключением религиозных организаций образования.
Конечно, реальная жизнь сложнее, на практике могут возникать и другие вопросы, связанные с взаимоотношением государственных органов, организаций образования с религиозными объединениями, поэтому они должны своевременно решаться, по необходимости корректироваться.
– Не первый год в стране ведутся споры по поводу внедрения в систему среднего образования уроков духовного направления? Как вы относитесь к подобному предложению?
– В настоящее время в казахстанских школах в 9 классах преподается дисциплина «Основы религиоведения» как факультативный предмет объемом 34 часа. В типовой учебной программе этой дисциплины предусмотрено изучение следующих тем: история вероучений, религиозное культурное наследие, межконфессиональное согласие в Казахстане, толерантность, профилактика религиозного экстремизма, деятельность религиозных центров ислама и православного христианства и другие.
Нам представляется, что сложившаяся сегодня в Казахстане религиозная ситуация, угроза распространения религиозного экстремизма побуждают поднять статус этой учебной дисциплины до уровня обязательной, расширить объем ее преподавания, а также ввести курс «Религиоведение» и в вузы. Кстати, в Академии экономики и права данная дисциплина включена в каталог элективных дисциплин, и студенты имеют возможность выбрать ее для изучения.
– В Писании сказано, что в образе ангела является дьявол. Об этом невольно думается, когда речь идет о различных якобы созидающих, а на деле растлевающих души людей многочисленных тоталитарных сектах. Как оградить неопытную, социально и психологически незрелую молодежь от религиозных заблуждений, разлагающего, преступного воздействия сектантов?
– Оградить молодежь от религиозных заблуждений можно и нужно, в первую очередь опираясь на традиционные семейные и национально-культурные ценности. Во-вторых, с помощью информационно-образовательных, просветительских, воспитательных мер, используя различные каналы: школу, СМИ, в особенности Интернет, разъяснительную работу духовенства. Необходим целый комплекс конкретных мер со стороны общества и государства, способствующих решению этой злободневной проблемы. И только тогда у нашей молодежи сформируется внутренний «фильтр», духовный иммунитет в отношении таких социальных болезней, как религиозный фанатизм, экстремизм, сектантство и другие.
– Можно ли считать, что Казахстан, стремительно интегрируясь в мировое сообщество, за 22 года независимости состоялся как безопасное светское государство?
– Конечно, да. Потому что в Казахстане накрепко утвердились главные ценности – гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие.