Будучи табиином, человеком из поколения, следующего за сподвижниками Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), Хасан аль-Басри был выдающимся человеком, наделенным остротой понимания и красноречием.
Аль-Басри родился в 642 г., через девять лет после смерти Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), в Медине, в семье освобожденных рабов Ясара и Хайры. Хайра была служанкой Умм Саламы, жены Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Таким образом Хасан воспитывался в тесном кругу этой благочестивой семьи.
Говорят, что Умар ибн аль-Хаттаб дал ему имя Хасан (что означает красивый) и молился за него, когда он был ребенком. Сообщается, что халиф взял его на руки и сказал: «О, Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его».
Хасан вырос среди людей, которые отличались высоким нравом; их сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников. Он встретился с более 100 сподвижниками Пророка, 70 из которых участвовали в битве при Бадре.
Аль-Басри отправился учиться в Вади-аль-Куру. Сахаб Анас ибн Малик был его наставником. Семья аль-Басри переехала в Басру после битвы при Сиффине, вооруженного политического столкновения между разными течениями. Басра служила как торговым портом, так и военной базой. Из Басры на восток выходили военные караваны, в некоторых из них участвовал аль-Басри. Он сопровождал Раби ибн Зияда, командира одной из таких экспедиций, в качестве секретаря. Он также участвовал в военной экспедиции на Кабул.
Вернувшись в Басру, Хасан некоторое время служил в должности кадия (исламского судьи) без оплаты по просьбе наместника Сулеймана ибн Харба. После ухода с этого поста он начал проповедческую деятельность. Он подчеркивал, что истинный мусульманин должен не только избегать грехов, но и пребывать в постоянном страхе перед тем фактом, что смерть неизбежна, и никто не может быть уверен в своей собственной судьбе в следующей жизни.
Аль-Басри обладал природным талантом проповедника. Современники сообщали, что его стиль представлял собой шедевр риторики. Речь Аль-Басри была беглой и при этом полной мудрости.
Аль-Басри был аполитичен в своем отношении к власти. Он никогда не поддерживал династию Омейядов, однако никогда не участвовал в восстаниях против их правления. С другой стороны, он выступал против них в определенных ситуациях, так как обязанностью ученого являлось донесение истины и выступление против несправедливости. Например, он критиковал Муавию – основателя и первого омейядского халифа – когда тот назначил своим наследником Язида, своего сына, потому что тот не обладал должными для этого качествами. Он осудил Хаджаджа, жестокого омейядского наместника.
Хаджадж построил величественный дворец недалеко от Басры и призвал его жителей посмотреть на него. Хасан Аль-Басри также пошел туда, но не для того, чтобы полюбоваться им, а чтобы предостеречь людей.
«Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнут о. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» – сказал он.
Узнав об этом, Хаджадж пришел в ярость и приказал доставить к нему дерзкого ученого, намереваясь казнить его. Когда Хасан вошел и увидел палача, то прошептал что-то. Тут случилось поразительное. Вместо того, чтобы казнить ученого, правитель усадил его на свое место и стал внимать его речам. В конце концов он сказал Хасану: “Ты господин учёных, о Абу Саид!”, и затем проводил его с почестями.
На выходе стражник спросил его о том, что он прошептал, когда вошел. Хасан ответил: «Я сказал: “О мой Господь, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима“».
Хасан аль-Басри понимал, что знания в религии приносят мало пользы, если в сердце нет богобоязненности, любви к Аллаху, сострадания, стыда и других подобных качеств. Он видел, что люди, которые разбираются в нормах Ислама и читают Коран, совершают поступки, неподобающие мусульманам. Поэтому аль-Басри придавал огромное значение науке излечения сердец.
Аль-Басри всегда подчеркивал, что старается ради другого мира и ничего не делает ради этого. Он воплощал в своих действиях то, о чем проповедовал, и это оказывало огромное влияние на всех окружающих его людей.
По его словам, мунафик (лицемер) способен причинить Исламу больше вреда, чем кафир (неверный). Потому что мусульмане не верят в то, что делает или говорит кафир, но их может обмануть мунафик.
Аль-Басри отказался от фатализма и отстаивал идею о том, что люди несут ответственность за свои действия. Он был связующим звеном между сподвижниками Пророка и следующим поколением. Аль-Басри умер в октябре 728 года.
По материалам Хакана Арсланбензера и Абубакра Дациева