Американский учёный Майкл Харт в 70—80 годах прошлого столетия провёл интересное исследование. Он собрал информацию обо всех людях прошлого, оказавших значительное влияние на ход истории, и внёс в память компьютера сведения об их жизни, деятельности, достижениях и нравственных качествах. Беспристрастная машина вычислила и разместила имена самых выдающихся из них в последовательности от одного до ста. К удивлению всех, список возглавило имя Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Его заслуги вынуждены были признать даже те, кто не верил в пророческую миссию.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) принёс с собой веру и любовь к Единому Создателю, доброту и милосердие, порядок и надёжность, чистоту помыслов и действий. Он оказал значительное влияние на народы и правителей. Основанное им государство духовности, где руководствовались законами Корана, объединяло треть населения земного шара. Последователи Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) продолжают нести в мир истинное знание. Одним из самых ярких его духовных преемников стал имам Азам Абу Ханифа (радыяллаху анху).
Имам Азам Абу Ханифа — крупнейший теоретик мусульманского права, получивший известность в исламском мире как имам Азам (величайший имам). Его также называли Абу Ханифа — отец истинно верующих в Единого Аллаха.
Он был табиином — человеком, который видел и общался со сподвижниками Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он встречался с Анасом бин Маликом (радыяллаху анху) и, по меньшей мере, ещё с семью сахабами.
Абу Ханифа стал известен миру как факих — знаток исламского права. Его произведение «Фикхуль-Акбар» и по сей день считается авторитетным религиозным законоведческим трудом. В течение 18 лет имам Азам учился фикху у Мухаммада бин Сулеймана, а знания по тасаввуфу получал от Джафара ас-Сыддыка.
Его настоящее имя — Нуман бин Сабит бин аль-Марзубан. Он появился на свет в 80 году Хиджры (699—767 годы). В книге «Мират аль-Каинат» есть такие сведения: предок Абу Ханифы был родом из Персии. Отец имама, Сабит, встречался в Куфе с благочестивым Али (радыяллаху анху), и тот благословил Сабита и его род. Абу Ханифа родился в семье искренних мусульман, которые до тонкостей соблюдали законы шариата. Они очень внимательно относились к принимаемой пище. Эти благочестивые люди знали, что заработанный честным путём хлеб насущный помогает воспитанию сердца и чувств, а харамная пища отдаляет человека от Всевышнего и ведёт к забвению своего предназначения.
По преданию, однажды в молодости отец Абу Ханифы, проходя мимо сада, сорвал яблоко. Не успев насладиться сладким плодом, он опомнился: яблоко было для него харамом, ибо он сорвал его в чужом саду и без разрешения. Сабит без промедления отправился к хозяину сада, чтобы попросить прощения. Садовник оказался мудрым старцем. Он увидел в юноше большие внутренние задатки и велел остаться у него на 7 лет, чтобы очистить душу и тело от запретного. По истечении положенного срока садовник позволил Сабиту уйти, но с условием, что тот возьмёт в жёны его дочь. По словам старика, она была слепой, глухой, немой и безногой. После церемонии бракосочетания жених в страхе выбежал из комнаты невесты, неожиданно увидев перед собой прекрасную девушку. Тогда её отец, улыбнувшись, пояснил свои слова: «Я сказал «глуха», потому что она не слышала запретного, «слепа» — не видела харамного, «нема» — не говорила и не ела, «безнога» — не ходила в сторону запретного. Поэтому ты достоин моей дочери, а она достойна тебя».
Благодаря своим родителям Абу Ханифа получил прекрасное образование. В детстве он за короткое время выучил наизусть Коран, и мать сказала ему: «Сын мой! Если бы твой отец не откусил того яблока, ты бы выучил Коран за один день».
Абу Ханифа на протяжении всей жизни остерегался харама. Он был торговцем тканями и очень состоятельным человеком. Тогда это ремесло считалась самым достойным занятием для людей благочестивых. Все своё время Абу Ханифа посвящал наукам и ученикам, и его торговые дела вели помощники. При этом он лично следил, чтобы прибыль была получена исключительно честным путём. Однажды Абу Ханифа отправил Хафса бин Абдуррахмана продавать ткани, предупредив его: «Хафс, в этом товаре есть брак. Скажи о нём покупателю и снизь цену». Хафс продал ткани по назначенной цене, однако забыл обратить внимание покупателя на недостатки товара. Узнав об этом, Абу Ханифа поинтересовался, сможет он ли найти этого человека. Когда выяснилось, что покупатель неизвестен, имам распорядился раздать всю прибыль от дневных продаж как садака, чтобы его доходы не стали сомнительными.
Из-за честности и щепетильности Абу Ханифы в вопросах заработка Всевышний одаривал его своими нескончаемыми и милостями и благами. Поэтому его состояние казалось неисчерпаемым при том, что каждый день имам расходовал много средств на помощь ученикам и бедным. Абу Ханифа часто повторял: «Если хочешь узнать, каким путём пришли деньги, посмотри, на что они были потрачены». Метод ведения дел приводил в изумление других торговцев, а нравственные качества Абу Ханифы сравнивали с личностью Абу Бакра (радыяллаху анху).
Имам Азам жил очень скромно. Иногда он одевал дорогие одежды, чтобы продемонстрировать благодарность Аллаху за оказанную ему милость быть богатым. Имам особо трепетно относился к поклонению и Корану. Каждый день он перечитывал Священное Писание от начала до конца. Однажды Абу Ханифа услышал, как некто указал на него: «Смотрите, этот человек читает намаз всю ночь, не прерываясь, и совершает утреннюю молитву с омовением ночного намаза». После этого имам Азам в течение 40 лет читал утренний намаз с омовением ночного, чтобы не выставить неизвестного человека обманщиком. Абу Ханифа 55 раз совершил Хадж. Во время последнего паломничества он вошёл внутрь Каабы и за два ракаата намаза прочитал все 114 сур Корана. После этого Абу Ханифа в искренней молитве обратился к Аллаху: «О, Всевышний, прости, что я не смог достойно служить Тебе. Но я узнал, что Тебя невозможно познать умом. Прости несовершенство моего служения ради этого знания».