Настоящее его имя — Ахмад Сирхинди. Ученики, среди которых он пользовался непререкаемым авторитетом, называли алима имам Раббани — имамом от Бога. Также он известен как имам Ахмад Фаруки, ибо происходил из рода халифа Умара Фарука (радыяллаху анху).
Имам Раббани родился в 1564 году в городе Сирхинд, что находится в современной Индии между Дели и Лахором, в семье алима и шейха. Он ушёл из жизни в 1624 году в возрасте Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — в 63 года.
От отца и лучших алимов того времени имам Раббани получил блестящее исламское образование. В юном возрасте он выучил Коран наизусть. Ахмад отличался смелым и сильным характером, обладал повышенным чувством справедливости. Он получил от отца иджазу — разрешение на призыв людей к вере и обучение, но направился за знаниями к накшбандийскому алиму Баки Билляху. Под его наставничеством юноша постиг учение накшбандийского тариката за 2 месяца, после чего получил разрешение наставлять мюридов.
С 18 лет Раббани начал участвовать в общественной жизни уммы. В то время государство погрязло в смутах: на троне находился император Акбар Шах, взявший в супруги индуистку. Большинство угнетало мусульман, лишая возможности выполнять богослужения, разрушая мечети, чтобы на их месте строить свои культовые заведения. Сложившаяся ситуация расстраивала имама Раббани ещё и потому, что он видел уход мусульман от истинной веры и суннитской традиции. Например, мусульмане наравне с индуистами взывали о помощи к богине Хинду, когда их дети болели ветрянкой, праздновали индуисткие праздники. К тому же, появились люди, которые стали поговаривать о необходимости новой религии. Среди везирей императора всё чаще раздавались вопросы: «Зачем нужен Пророк и его Сунна?». Многие стали считать, что книги по философии важнее религиозной литературы.
Шейху Ахмаду Сирхинди исполнилось всего 19 лет, когда он начал бороться с заблуждениями. Он пришёл в столицу, написал обращение к правителю и его приближенным. В этих письмах имам доказывал необходимость правильного вероучения — не только в знаниях, но и в повседневном применении опыта Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Раббани говорил о том, что пророки существовали всегда, и отрицать это бессмысленно. В этот же период он написал отповедь рафидитам — шиитам, обоснованно указывая на их заблуждения.
Заявление правителя о создании новой религии не получило поддержки в народе. Суть изобретённого им вероучения сводилась к соединению различных элементов и цитат. Акбар Шах признавал реинкарнацию, поклонение Солнцу, сделал халяльными свинину и вино. Его сын Джихангир, взошедший на престол после смерти императора, сначала не поддерживал инициативу отца, но приспешники принялись нашёптывать ему об увеличении числа последователей имама Раббани и угрозе переворота.
Неизвестно точное количество последователей имама Раббани. Но его учение распространилось не только в Индии, но и в Сирии, Пакистане, Афганистане, Узбекистане, Ираке и Восточном Туркестане. Из-за этих противоречий Джихангир вызвал имама во дворец. Визири предупредили шейха, чтобы он проявил уважение и пал ниц перед правителем. Имам Раббани же сказал, что совершает земной поклон только Творцу. Поэтому алима отправили в темницу. Тюремное заключение шейха вызвало волну недовольства, и правитель был вынужден его отпустить. Имам просидел в тюрьме три года.
Имам Раббани был человеком сильнейшей духовной выдержки. Он посвятил свою жизнь защите и укреплению Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Праведник также известен как муджаддид альфи сани — обновитель второго тысячелетия.
В те времена между медресе и текке существовали серьёзные расхождения. Имам Раббани ввёл для обязательного обучения в текке такие исламские предметы как тафсир, хадис, фикх и другие научные дисциплины. Во всём мире на протяжении столетий имя имама Раббани воспринимается с огромным уважением и почтением. Он впервые описал то, о чём суфии предпочитали молчать. Он обращался и к тем, кто не понимал или ошибочно истолковывал путь духовного наставничества. Зачастую позицию имама Раббани расценивали как отрицающую тасаввуф, однако он хотел раскрыть сложные темы и очистить сознание людей от суеверий.
Без сомнения, самое известное его произведение — трёхтомный сборник писем, «Мактубат». Эти послания были написаны на персидском языке и собраны тремя его учениками. Книга стала одной из самых уважаемых там, где накшбандийский тарикат имеет сильное влияние. Самое известное издание писем относится к 1930-м годам, которое подготовил к публикации индийский алим Ноур Ахмад Амритсари. В разных странах «Мактубат» был переведён на арабский и турецкий языки; также до сих пор существуют различные рукописные экземпляры.
Во всех произведениях имам Раббани обращался к Корану и Сунне Пророка. Он неустанно повторял, что для спасения необходимо повернуться сердцем к Корану и следовать пророческому пути. Большую опасность для суфиев представлял отход от границ, указанных Всевышним и Его Пророком. Ибо духовные состояния, именуемые халь — ильхам-вдохновение, кашиф-озарение, джазб-духовное преображение — с точки зрения фикха и калама расценивались как серьёзные нарушения установлений религии. Имаму Раббани удалось сгладить эти противоречия благодаря углублённому толкованию сути этих состояний.