{jathumbnail off}
Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году Хиджры (769 г.) в городе палестинском городе Газа на средиземноморском побережье. Но два года спустя его родители переселились в Мекку. Вскоре он остался без отца. Предки Мухаммада были родственниками и сподвижниками Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): мать принадлежала роду Хасана (радыяллаху анху), а прапрадед Шафии — был сахабом. Именно в его честь назвали будущего имама. Он — единственный из четырёх имамов происходит из племени Курайш.
С юных лет Шафии проявил склонность к наукам. Он отправился в Медину, чтобы постигать фикх и хадисы у имама Малика. В 7 лет он выучил наизусть весь Коран, а в 10-летнем возрасте — книгу «Аль-Муватта» и слово в слово цитировал её своему учителю. К пятнадцати годам он достиг таких успехов в науках, что получил разрешение самостоятельно выносить фетвы. Он изучал тонкости арабского языка и народные предания у жителей племени хузайл, подолгу живя вместе с ними в степи. Шафии оставался с имамом Маликом до самой его смерти, а затем отправился в Йемен и занимался преподавательской деятельностью.
Через некоторое время Шафии приехал в Багдад. Здесь он учился у знаменитого иракского муджтахида Мухаммада аш-Шайбани, ученика имама Азама Абу Ханифы (радыяллаху анхума). На протяжении всей жизни имам аш-Шафии всегда с любовью отзывался об этом алиме, и не уставал повторять, как много тот дал ему знаний. Кроме того, имам Мухаммад женился на его матери, и ученик стал его приёмным сыном. После смерти отчима Шафии получил в наследство все труды великого муджтахида.
Затем имам отправился в Египет, чтобы учиться у Аль-Лайта, но пока он туда добрался, наставник уже ушёл из жизни. Однако там Шафии смог изучать мазхаб Аль-Лайта у его учеников. В Египте он прожил до самой своей смерти.
Имам Аш-Шафии объединил фикх Хиджаза (школа правовой мысли маликитов) и фикх Ирака (школа правовой мысли ханафитов). На их основе он создал новый мазхаб, положения которого диктовал своим ученикам в виде книги, называющейся «Аль-Худжа» («Свидетельство»). Ахмад ибн Ханбаль, Абу Таур и несколько других учеников запомнили её наизусть и пересказывали содержание другим. Это произведение принадлежит иракскому периоду преподавания Шафии, который обычно называют аль-Мазхаб аль-Кадим (Старая школа мысли). Второй период начался после прибытия имама в Египет. Здесь он постиг тонкости фикха Аль-Лайта ибн Сада и продиктовал своим ученикам новое сочинение — «Аль-Умм» («Сущность»). В этом труде он пересмотрел и изменил многие суждения по вопросам права благодаря знакомству с совершенно новой совокупностью хадисов и рассуждений о фикхе. Имам Шафи знаменит ещё и тем, что первым систематизировал основополагающие принципы фикха, которые изложил в книге «Ар-Рисалля».
Шафии допускал лишь одно условие приемлемости хадисов — их достоверность (сахих). Он отверг другие критерии, установленные имамами Абу Ханифой и Маликом. Шафии также прославился огромным вкладом науку критики хадисов. Он отдавал должное мнению того или иного сахаба на том условии, чтобы в них не было расхождений. Если среди сподвижников возникала дискуссия по конкретному правовому вопросу, Шафии, как и Абу Ханифа, выбирал то мнение, которое было ближе всего к основополагающим источникам, и отбрасывал все остальные.
По мнению этого имама, кыяс является одним из дозволенных методов выведения новых фетв из предыдущих источников. Однако он отводил ему последнее место по важности, приравнивая к личным суждениям.
Имаму Шафии принадлежат много ценных высказываний, которые указывали мусульманам истинный путь. Этот человек очень немного ел и мало спал, поэтому любил повторять: «Переедание утяжеляет человека, снижает способность получать и понимать знания. Любителя обильной пищи всегда тянет ко сну, что, естественно, отнимает много ценного времени. Весьма умеренный приём пищи служит основой для молитвы, для обучения, а значит и спасения». Вот ещё несколько ценных наставлений имама: «Если два человека после ссоры стали раскрывать недостатки друг друга, то это явный признак лицемерия». «Получать знания гораздо важнее, чем совершать дополнительные намазы».
Сын известного муджтахида Ахмада бин Ханбала, Абдуллах, спросил как-то своего отца, почему он часто обращается к Всевышнему Аллаху с мольбой быть милостивым к Шафии. Алим пояснил: «Место имама Шафи среди людей подобно солнцу на небе».
Ибн Хаджар так сказал о нём: «Шафии — имам имамов по знаниям, богобоязненности, отречённости от мирского (зухд), познанию Аллаха (марифа), по остроте ума, по знанию Корана наизусть (хифз) и по родословной». Про этого выдающегося человека написано около сорока книг, где упомянуты и его караматы (необычные явления, происходящие с праведным рабом или совершенные им деяния, которое не связаны с притязаниями на пророчество и не служат предпосылкой для этого).
Имам Шафи умер в Египте, в 204 году Хиджры, в возрасте 54 лет. Могила находится в Каире на кладбище «Курафа». Много лет спустя после его кончины было решено перевезти останки в Багдад. При вскрытии могилы распространился такой сильный мускусный запах, что участники вскрытия лишились чувств. Поэтому было решено отказаться от перезахоронения.