Ислам упорядочивает земную жизнь и потому может удовлетворить любые потребности людей. Эта религия обеспечивает духовные, физические, личностные и социальные права, ясно и чётко разъясняет такие понятия, как жизнь, смерть, Бог, пророки, ангелы, шайтан, земля, ахират, награды, наказания, Рай и ад.
Вспомните, что Коран удовлетворил потребности первого исламского общества, состоявшего из слабых и униженных людей. И в период, когда правление мусульман распространилось от Атлантического океана до Тихого, Коран смог дать ответ на все нравственные и юридические вопросы. Огромное количество людей каждый раз черпало из Книги Всевышнего истинные знания о вере, поклонении, общественной жизни и социальных законах.
Ислам решает все возникающие проблемы и предлагает правила, которые упорядочивают человеческие взаимоотношения в сфере науки, юриспруденции, нравственности и экономики. Они охватывают вопросы от самых простых и до самых сложных, от конкретизированных до абстрактных. Часть правил регулируют мирские проблемы и касаются всех людей, но некоторые положения представляют собой истины, приводящие в тупик даже гениальные умы.
Американец Мари Ромеро, который впоследствии стал мусульманином, заметил особенности Ислама и сказал: «Это настолько великая религия, что при необходимости раскрывает глубины знаний, и в то же время он понятен всем, так как люди имеют различные потребности».
Это доказывает, что Ислам имеет динамическую структуру, так как ниспослан Всевышним, чьи знания беспредельны и безграничны. Аллах сотворил всё сущее во Вселенной и, конечно, только Он ведает об их потребностях и нуждах.
Пока образованные людьми системы стараются сделать радостной земную жизнь, Ислам обеспечивает возможность быть счастливым и умиротворенным в обоих мирах. Вот почему человек регулирует отношения с самим собой, с Аллахом, с окружающими и даже с неживыми творениями. Ислам упорядочивает все моменты нашей жизни, начиная с момента зачатия и кончая смертью, а также материальные и духовные потребности. При этом религия призывает довести до совершенства поклонения и нравственность человека.
Источниками истинных знаний являются Коран и поступки, высказывания (такрир) Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), которые представляют собой своеобразные комментарии к аятам Священной Книги. Используя правила усуль аль-фикх, одного из разделов исламского права, алимы установили определённые нормы, которые называют «иджтихад». Благодаря иджтихаду решаются религиозные проблемы всех людей. Вот почему в Исламе учёные получают саваб даже за ошибки, произошедшие в процессе поисков ответа на возникшие вопросы.
Однажды Ибн Масуд лаконично ответил сразу на многие вопросы мусульман: «Если возникла какая-либо проблема, выносите решение согласно Книге Аллаха! Если в Коране нет ответа на вопрос, обратитеськ жизнеописаниюПророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Если же ни в Коране, ни в хадисах вы не найдёте решения, то обратитесь к фетвам благочестивых учёных. И если в Коране, Сунне и в фетвах праведников нет ответа на вопрос, то при помощи умственных размышлений совершите иджтихад! Не бойтесь, ведь вам известно разрешённое и запретное. Между халяль и харам есть сомнительные вещи. Откиньте их в сторону и обратите внимание на те советы, которые не вызывают никаких сомнений».
Сатен Гарр, магистр техасского университета, пришел к выводу: «Мы живём в век логики и технологий. Коран построен на логике, и потому в аятах и хадисах есть всё, в чём нуждается человек. Книга Всевышнего устраняет поводы для колебаний и сомнений».
Структура Корана способствует тому, что Ислам отвечает на любые нужды людей. Стиль Священной Книги стал образцом красноречия и высокого слога. Использованные слова и предложения содержат множество значений. Поэтому, несмотря на небольшой объём, Коран вбирает в себя предписания, которых достаточно людям до Конца Света.