Я помню разговор, который у нас состоялся с друзьями и соседями-немусульманами. Я недавно вернулась с исламской конференции, но когда я об этом рассказала, одна из женщин посмотрела на меня с тревогой и спросила: «Никто не защищал экстремизм и тому подобное, правда?»
Сначала я рассмеялась, но, осознав серьезность ситуации, я заверила ее, что никаких подобных вопросов не было на повестке дня. Я была неприятно поражена тем, что именно этот бич современного социума сейчас ассоциируется с Исламом, в то время как это – религия умеренности и мира.
В Коране ясно сказано: «И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей, вам же примером был бы Посланник. И Мы учредили [прежнюю] киблу, которой ты держался, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. И это было трудным испытанием, но не для тех, кого Аллах повел правильным путем. Аллах — не тот, кто губит вашу веру, ибо, воистину, Аллах к людям сострадателен и милосерден» (Сура «аль-Бакара», 2 / 143).
Слово «васат» может быть переведено с арабского несколькими значениями. Оно подразумевает баланс, умеренность и лучшее. В этом аяте объясняется, что Аллах повелевает мусульманам быть теми людьми, на которых равняются окружающие. По сути, предписывает верующим стать ролевой моделью в обществе.
Противоположность умеренности
Один из лучших способов понять что-либо – изучить противоположное явление, поэтому давайте разберемся с понятием экстремизма. Эта идея крайне далека от того, что многие люди считают допустимым и правильным. Ислам призывает воздерживаться от двух крайностей – чрезмерной жесткости или либерализма. И не стоит говорить, что они наносят урон имиджу религии.
Мне часто в голову приходит история из жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Три человека спросили его супруг о совершаемых им поклонениях. Когда они поклялись молиться всю ночь, поститься каждый день и не вступать в брак, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Клянусь Аллахом, я боюсь Всевышнего больше всего. Я соблюдаю пост, но не каждый день, молюсь ночью, но не до рассвета, и я женюсь на женщинах. Тот, кто не хочет следовать моему пути, не из нашей уммы» (Бухари; Муслим, 143).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда выступал за умеренность во всем и призывалк этому же своих последователей. При наличии выбора он всегда выбирал самый простой путь, если тот не противоречил нормам Ислама.
Вымышленная история
Ислам призывает к умеренности во всем. Это подразумевает следование предписаниям Аллаха, размышлениям о Всевышнем, взаимодействию с немусульманами и призыва их к Истине. Часто из-за излишнего энтузиазма или невежества мусульманин может взять на себя гораздо больше ответственности, чем может вынести.
Чтобы проиллюстрировать это, я придумал короткую историю о молодом мусульманине по имени Адам, который всегда старался совершать обязательные богослужения. Однажды в пятницу он услышал удивительную проповедь о вознаграждаемых дополнительных поклонениях. Эта хутба чрезвычайно мотивировала его, и Адам составил список действий на каждый день.
В этот список вошли: двенадцать дополнительных ракатов к обязательным намазам, ежедневное чтение одного джуза (части) Корана, пост каждый понедельник и четверг, молитва как минимум час в последней трети каждой ночи, а также еженедельное посещение больного или сироты.
Он решил, что сделает все намеченное помимо посещения занятий в университете и работы на неполный день. В первый день он выполнил все пункты из своего списка. На второй день у него оказалось много работы, и он не мог вообще читать Коран, так как трудился в поте лица. На третий день юноша чувствовал себя истощенным духовно и физически истощенным, проспал молитву фаджр, опоздал в университет, а во время поста испытал сильнейшую слабость и головокружение. Вдобавок он начал чувствовать себя подавленным и сердитым.
Почему Ислам столь требователен?
Как он думал вести нормальную жизнь в условиях такого стресса? Возможно, Адам решил, что не сможет быть хорошим мусульманином, так как чувствовал себя ничтожным той ночью. Он смотрел на свой список и понимал, что потерпел фиаско. Он думал, что не достоин теперь совершать богослужения, и начал сомневаться в том, что Аллах – самый милостивый, раз требует непомерных усилий от Своих рабов.
Сколько мусульман, пусть даже частично, думали, как этот вымышленный персонаж Адам? Энтузиазм в сочетании с недостатком знаний заставили нашего героя попытаться изменить в одночасье привычный образ жизни. Мало того, что это решение нанесло ему физический ущерб, оно подорвало его духовное здоровье. Он чувствовал, что потерпел поражение и даже начал сомневаться в Милости Творца.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ислам – это легкость, а не ограничения. Никто не пытается создать дополнительные трудности или препятствия, однако мусульманину нужно научиться преодолевать нафс. Поэтому выполняйте предписания Аллаха и делайте то, что вам по силам, а также будьте счастливы и обращайтесь к Творцу за помощью в ваших молитвах» (Бухари, 39).
Как показывает наша выдуманная история, человек может создать себе сложности и «перегореть», а также потерять веру. Можно, не имея опыта бега, попытаться опередить опытного марафонца, который тренируется годами. Однако в этом состязании вы наверняка потерпите поражение. То же самое относится и к предписаниям религии.
Умеренность в Исламе
Ислам – это просто. Требования, которые Аллах Тааля возлагает на каждого мусульманина, нельзя назвать чрезмерными или обременительными. Вера в Единобожие, пятикратный намаз и поминание Всевышнего, доброе отношение к окружающему миру – вот основные ежедневные обязанности мусульман. Каждый человек должен помнить о мудрости Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который говорил: «Добрые дела не станут пропуском в Рай».
Сахабы удивились: «Даже твои поступки?»
И Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Даже мои, если только Аллах не проявит ко мне Свою Милость и Милосердие» (Бухари, 6467).
Когда благочестивая Айша (радыяллаху анха) спросила, какие поступки наиболее любимы Аллахом, он ответил: «Те дела, которые мусульманин совершает постоянно и неустанно, даже если они незначительны. Поэтому сконцентрируйтесь на том, что вам по силам» (Бухари, 6464; Муслим, 782).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что умеренность является ключом к достижению наших целей: «Совершайте добрые дела искренне и без чрезмерного усилия. Всегда придерживайтесь середины и умеренности, посредством которых вы достигнете своей цели — Рая» (Бухари, 6467).
В этих трех хадисах содержится идеальное сочетание веры в Милость Аллаха, умеренность и последовательность в богослужениях как лучший способ для мусульман достичь своих целей. Соблюдение этих принципов означает, что верующий должен увеличивать число поклонений постепенно, со временем добавляя к обязательному намазу дополнительные, и оставаться последовательным на этом пути. Кроме того, нужно трезво оценивать собственные способности и не обременять себя непосильными делами.
Нравственное самосовершенствование требует от мусульманина работы на духовном и физическом уровнях. Поэтому нужно сочетать увеличение числа поклонений с получением новых исламских знаний. Дополнительные богослужения становятся легче, если совершаются ради любви к Аллаху, а не из чувства ответственности.
Мусульмане должны помнить, если они стремятся приблизиться к Всевышнему, то Он облегчает им этот путь. В хадисе-кудси сказано: «Я пребываю с верующими, если они думают обо Мне. Если он упоминает Меня в присутствии других людей, то Я упомяну его в лучшем собрании. Если он приблизится ко мне на расстояние локтя, то Я приближусь к Своему рабу на расстояние вытянутой руки. Если верующий будет идти ко Мне, то Я побегу ему навстречу» (Бухари; Муслим, 15).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)