Семья — маленькое общество, состоящее из супругов и детей. Дедушки, бабушки и внуки — тоже члены семьи. Кроме них, к семье относятся родственники жены и мужа.
Чувства мужчины и женщины, стремление их друг к другу заложены в основах мироздания. О суннатуллах сказано в Коране:«Люди обольщаются утехами, доставляемыми жёнами, детьми, накопленными мешками золота и серебра, чистокровными конями, скотом и нивами. [Но всё] это — [только] на кратковременное пользование в этом мире, тогда как у Аллаха — лучшее прибежище» (Cура «Али Имран», 3 / 14).
Вложив взаимное тяготение полов в природу человека, Всевышний установил границы дозволенного в отношениях мужчины и женщины. Законным считается брак по шариату. Супружеский союз удовлетворяет материальные и духовные нужды, приносит покой и радость, продолжает род; без брака не бывает семьи, а дети считаются незаконнорожденными.
Исламская семья состоит из верующих мужчины и женщины, не находящихся между собой в запрещённом для брака родстве. Нельзя брать в супруги мать, отца, дочь, сына, брата, сестру матери, племянниц, молочных братьев и сестёр, а также сестру или брата отца. Не разрешается жениться одновременно на двух сёстрах или на племяннице жены, однако дозволено после смерти супруги. Вступать в брак с детьми сестры или брата — халяль; а тёща, мачеха, отчим, уже замужние женщины — харам.
Об этом подробно рассказано в Коране: «Запретны вам в качестве жён ваши матери, дочери, сёстры, тётки со стороны отца, тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сёстры, матери ваших жён, падчерицы — ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах); запретны [вам также] жёны ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если это не случилось прежде, — воистину, Аллах — прощающий, милостивый, —[запретны вам] и замужние женщины, если они не взяты вами в плен [в сражении во имя Аллаха], — всё это предписал вам Аллах. И дозволено вам, помимо перечисленных, на свои средства найти себе целомудренных женщин [для женитьбы], не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, вознаграждайте их [в случае развода] согласно установленному махру. И нет на вас греха за то, о чём вы полюбовно договоритесь после установления [махра]. Воистину, Аллах — знающий, мудрый» (Сура «ан-Ниса», 4 / 23—24).
Чтобы сделать семью счастливой, все её члены должны придерживаться чётко определённых Всевышним правил.
Обязанности жены и мужа
Семейное счастье рождается в единстве супругов. Они должны беречь свою честь и достоинство, не искать недостатки друг у друга. Согласно Корану, глава семьи — мужчина: «Мужья — попечители [своих] жён, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жён] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жён, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах — возвышен, велик» (Сура «ан-Ниса», 4 / 34).
Мужчина сильнее и обеспечивает свою семью. Всё, что глава семьи потратит на домочадцев ради Аллаха, засчитывается ему как садака («Риязус-Салихин», I, 331).
Опираясь на Коран и хадисы, можно перечислить супружеские обязанности мужа: быть добрым к жене, не обижать её и не обходиться грубо. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) завещал хорошо обращаться с жёнами, не наказывать их без причины («Риязус-Салихин», I, 319).
Мужчина несёт ответственность за то, как его супруга и дети выполняют религиозные обязанности. Согласно Корану, он должен повелеть своей семье совершать намаз: «Вели членам своей семьи совершать обрядовую молитву и будь терпелив при её [совершении]. Мы не требуем от тебя удела, Мы сами наделим тебя уделом, а [добрый] исход — [тем, кто] благочестив» (Сура «Та Ха», 20 / 132).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что ребёнка в семилетнем возрасте надо учить намазу, а десятилетнего можно наказывать за несовершение(«Риязус-Салихин», I, 339).
Мужчина обязан обеспечивать жену всем необходимым согласно своему достатку (Абу Давуд, «Никах», 41).
Если он скупится, то женщина может обратиться к судье и брать без разрешения из имущества мужа то, что ей необходимо. Мужчина не должен говорить супруге о её физической непривлекательности и не выискивать её недостатков (Ибн Mаджа, «Никах», 3).
Нельзя устраивать жене побои, проявлять излишнюю подозрительность и следить за ней (Бухари, «Никах», 93; Mуслим, «Имара», 56).
Обязанности жены перед мужем
Жена должна слушаться мужа во всём, что не противоречит шариату. Ей нельзя надолго отлучаться из дома без его разрешения (Бухари, «Никах», 116).
Супруга обязана бережно относиться к имуществу мужа, защищать его честь, хранить секреты семьи, заботиться о детях. Чтобы не лишиться милости Аллаха, женщина не должна просить развода без серьёзной причины (Абу Давуд, «Tалак», 18).
Главная обязанность жены — сделать довольным своего мужа. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал, что войдёт в Рай женщина-мусульманка, муж которой был доволен ею («Риязус-Салихин», I, 326).
В другом хадисе говорится, если женщина без уважительной причины откажется разделить ложе с супругом, то ангелы будут проклинать её до утра («Риязус-Салихин», I, 323).
Жена должна уважать своего мужа, а также, не гордясь красотой и богатством, следить за порядком в доме, смотреть за детьми, не расточать имущества супруга (Tаджрид-и Сарих, V, 174).
Супруги должны заботиться друг о друге, достигать согласия во взаимоотношениях и не преступать границы дозволенного. Беречь глаза от запретного и хранить целомудриевелено в Коране: «Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Это — непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлён о том, что они творят» (Сура «ан-Нур», 24 / 30).
Обязанности родителей перед детьми
Первая обязанность родителей — обеспечить своих детей всем необходимым. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что лучшее расходование средств — на семью; на коня, чтобы следовать по пути Аллаха; на друзей, которые ступили на путь Аллаха («Риязус-Салихин», I, 329).
Заботясь о детях, отец и мать не должны проявлять скупость или расточительность, ведь Ислам осуждает обе крайности.
Воспитывая ребёнка, родители должны придерживаться принципа «от простого к сложному» и не давать ему непосильных заданий. Взрослым надо научить детей основам веры, знаниям об Аллахе и поклонению. Рассказывая ребёнку о добре и зле, обучая его этикету еды, питья, нормам поведения, родители должны быть примером — ведь дети во всём подражают взрослым.
Проявляйте справедливость к детям, относитесь одинаково к мальчикам и девочкам, а также не давайте им поводов к ревности. Родители должны выбрать своим детям хорошие имена, сделать обрезание мальчикам и дать необходимое религиозное образование.
Отец и мать должны любить своих детей, быть милосердными к ним. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено маленького Усаму, а на другое — Хасана, делал для них дуа и просил для них Милость Аллаха (Tаджрид-и Сарих, XII, 127).
Когда дети вырастут, родители должны подобрать им достойных спутников жизни: чистых и высоконравственных. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что не закроется книга деяний человека, оставившего после себя достойного ребёнка не закроется, ибо в неё продолжат записывать благодеяния (Абу Давуд, «Васая», 14).
Обязанности детей перед родителями
Дети должны слушаться родителей и хорошо относиться к ним. В Коране сказано: «Мы заповедали человеку [относиться хорошо] к родителям своим. Мать носила его с большим трудом. Его следует отнимать от груди в два года. [Мы велели]: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне вернутся [все]» (Сура «Лукман», 31 / 14).
Каждому нужно помнить, что никто не вложил в нас столько сил, сколько отец и мать. Когда родители достигнут преклонного возраста, дети должны проявлять к ним милосердие и терпение, обращаться ласково и никоим образом не выказывать недовольство. Следует читать дуа: «Рабби-рхамхума кама раббаяни сагира — О, Всевышний, дай им свою Милость, так как они растили и воспитывали меня маленького».
Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) однажды спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Какое деяние самое любимое перед Аллахом?»
— Вовремя выполненный намаз.
— А после этого? — спросил сахаб.
— Делать добро родителям, — ответил Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) («Риязус-Салихин», I, 347).
После смерти родителей дети должны поминать их добром, выполнять завещание, хорошо относиться к их друзьям и делать дуа: «Раббана-гфир ли ва ливалидайя ва ли-ль-муминина яума якуму-ль-хисаб — Господи, прости меня, моих родителей и всех верующих в Судный День!» (Сура «Ибрахим», 14 / 41).
Перед тем как войти в комнату родителей, совершеннолетние дети каждый раз должны спрашивать разрешения. Маленьким детям нельзя входить в спальню отца и матери без разрешения до тех пор, пока те не встанут и не оденутся; во время послеполуденного отдыха и когда взрослые ложатся спать. Эти периоды Аллах предназначил для супругов и повелел верующим научить своих детей:«О, вы, которые уверовали! Пусть ваши рабы и те, кто не достиг совершеннолетия, просят у вас разрешения [войти в покои] в трёх случаях: до предутренней молитвы, когда вы снимаете одежду для полуденного отдыха и после вечерней молитвы. [Эти три случая] — три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха, помимо этих трех случаев, [за вход без разрешения], ибо одни из вас посещают других [по разным делам]» (Сура «ан-Нур», 24 / 58).
Как-то раз один из сахабов стал спрашивать Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), кому он больше всех должен делать добро. Пророк трижды ответил: «Матери», потом сказал — «отцу и ближним родственникам» (Бухари, «Адаб», 2; Mуслим, «Бирр», 1, 2; Абу Давуд, «Адаб», 120).
Также известен хадис: «Рай находится под ногами матерей» (Насаи, «Джихад», 6).
Дети должны радовать своих родителей, быть приветливыми, слушать и принимать от них всё, что не противоречит Исламу, а также думать о них больше, чем о себе. Непослушание относится к самым тяжким грехам после куфра и ширка. Даже если отец и мать — не мусульмане и не соблюдают предписаний религии, их надо слушаться во всём, что не противоречит шариату.
Обязанности братьев друг перед другом
Чтобы в семье царило счастье, братья и сёстры должны любить друг друга, младшие слушаться старших, а старшие — заботиться о младших. Имущество не должно ссорить, а способности друг друга — не вызывать зависть. Если один расположен к знаниям и может достигнуть успехов в науке, а другой склонен к торговле и может стать богатым, то братья должны относиться к этому с пониманием. Не обязательно всем заниматься одинаковым делом. Возникшие разногласия сёстры и братья должны решать в диалоге, уважая мнение друг друга, ведь упорство и жесткость приводят к ссорам.
Исламское семейное право
Брак приносит семье благополучие, а обществу — новое, здоровое поколение. В Коране говорится, что одним из знамений Аллаха является сотворение людей парами, находящими успокоение друг в друге, связанными между собой узами любви и сострадания: «[Другое] из знамений Его — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всём этом — ясные знамения для людей, которые размышляют» (Сура «ар-Рум», 30 / 21).
В другом аяте сказано: «Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — для них» (Сура «аль-Бакара», 2 / 187).
Цель брака не только в том, чтобы упорядочить отношения между мужчиной и женщиной. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Женитесь и увеличивайте свой род, и в Судный День я буду гордиться вами перед другими общинами!» (Абу Давуд, I, 173).
Махр не должен быть препятствием браку, а символом чистых и высоких намерений молодожёнов.
Счастье в семье, хорошее потомство и благополучие всего исламского общества зависит от критериев выбора спутника жизни. Мусульмане ищут невест, четыре качества: достаток, род, красоту и религиозность. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал прежде всего обращать внимание на религиозность девушки (Бухари, «Никах», 16).
Мусульманское бракосочетание не должно превращаться в формальный акт. О никахе должны узнать люди, поэтому необходимо угощать друзей и родственников. На мусульманской свадьбе принято веселиться. Разрешается петь хвалебные песни в адрес жениха и невесты, используя дафф (разновидность тамбурина). Не приветствуется отказ от приглашения на свадьбу.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самые благочестивые из вас те, кто лучше относится к своим жёнам» (Ибн Mаджа, «Никах», 50).
Коран повелевает верующим хорошо обращаться с супругами, ведь благо может скрываться даже в тех их качествах, что вам не нравятся: «Обращайтесь с вашими жёнами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Сура «ан-Ниса», 4 / 19).
Супруги должны уметь преодолеть любые неурядицы, чтобы сохранить семью. Если непонимание между ними растёт, следует обратиться к судье. Если даже судья не в силах спасти брак, то последний выход «ступенчатый» развод.
Согласно шариату, мусульманину разрешается иметь свыше одной, но не более четырёх жен. Это право мужчины связано со множеством непростых обязанностей. Но если, выходя замуж, первая жена поставит условие оставаться единственной супругой, муж должен соблюдать договор.
Ислам регулирует отношения не только в нравственной сфере, но и в имущественно-правовой. Законы шариата, определяющие принадлежность, попечительство и наследство, защищают права всех детей, в том числе и сирот. Глава семьи обязан обеспечивать своих родителей, жену, а также нуждающихся близких. При распределении наследства шариат учитывает долю всех, даже дальних родственников умершего.
Согласно шариату, состоящих в браке людей за прелюбодеяние наказывают смертью. Ислам закрывает все дороги к распутству: мужчинам и женщинам не разрешается развлекаться вместе, находиться наедине, вожделённо смотреть друг на друга. Женщине не позволено отправляться одной в дорогу. Поэтому исламское право охватывает все стороны брака и частной жизни, что служит фундаментом крепкой мусульманской семьи.