Моро – это коренные народы юга Филиппинских островов, исповедующие Ислам. Они стали мусульманами задолго до того, как первые христианские миссионеры достигли Малайского архипелага. Отличительными особенностями моро являются приверженность королевской власти, храбрость и красота, которая проявляется в их элегантной музыке.
Моро является одним из 13 этнических групп, которые входят в состав коренных народов Филиппин. Одной из трех этнических групп народа моро являются маранао, две другие – магинданао и сулу.
Маранао означает «озерные люди». Помимо этого, слово маранао может быть соединением слов «малайский» и «ланао» (название острова). Маранао обозначает как группу людей, живущих в провинциях Северный Ланао и Южный Ланао, так и язык, на котором они говорят. Их численность составляет 1,3 миллиона человек.
Большинство маранао живут в районе, прилегающем к озеру Ланао, но многие из них переехали в Манилу, а также эмигрировали за границу. В регионе Ланао основным источником средств к существованию является сельское хозяйство, включая производство таких культур, как рис, кукуруза, сладкий картофель, арахис, папайя, бананы, бетельные орехи, а также озерная рыбалка.
Грамотность
На Филиппинах в целом отмечается высокий уровень грамотности, что также привело к резкому росту числа образованных людей среди маранао. Школы на Филиппинах в настоящее время являются бесплатными. Многие маранао имеют высшее образование и даже ученую степень, но также много тех, кто занимается традиционными профессиями – сельским хозяйством и ремеслами.
Как и большинство мусульман на Филиппинах, маранао имеют уникальное и богатое культурное наследие, которым они охотно делятся с другими народами. Текстиль, чеканка по металлу, резьба по дереву и архитектура – все это важные выражения материальной культуры маранао.
Культурные символы
У маранао преобладает музыка под названием кулинтанг, которая играется на уникальном инструменте, представляющим собой набор из восьми мелодичных гонгов. Эта традиция характерна как для мусульманских, так и немусульманских сообществ по всему Минданао, а также в других островных государствах на юге Филиппин.
Эпическая песня маранао, известная как «Даранген», включает в себя все богатство знаний этого народа и в 2005 году была провозглашена ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Также среди культурного наследия маранао нельзя не отметить аванг (выдолбленое из дерева судно), на котором рыбаки ходят по озеру Ланао.
Маранао и Ислам
Ислам является органичным элементом идентичности и социальной жизни народов Филиппин. История этой религии у маранао восходит приблизительно к XIV веку. В колониальный период на острове Минданао существовал султанат Магинданао, в составе которого против испанских колонистов сражались и маранао. Они боролись с испанцами не только за родину, но и защищали веру. Национальная идентичность филиппинских мусульман, в том числе маранао, формировалась Исламом и развивалась в ходе борьбы с западным колониализмом.
Даже название «моро» местные народы получили от испанцев в честь мавров, завоевавших в свое время Испанию. Это говорит о том, что Ислам к моменту контактов испанцев с филиппинцами уже был неотъемлемой частью социально-культурной жизни последних.
Первая мечеть в Ланао под названием «Баб ур-Рахман» (Врата Милосердного) была построена в далеком XVI веке. Среди маранао сегодня распространено ношение традиционной мусульманской одежды – малонга и абайи.
Сегодня маранао является едва ли не единственным народом на Филиппинах, который не затронуло западное влияние. Причиной является крепкая социальная структура этого народа, выраженная в наличии системы султаната. Кроме того, у маранао очень крепки родовые связи.
Влияние Ислама проявляется также в языке. Несмотря на то, что маранао не владеют арабским, являющимся языком Корана, он широко используется в их культовой практике. В прошлом, до перехода на латиницу, маранао пользовались арабской письменностью. Этот алфавит назывался “кирим”. Ислам является органичным элементом идентичности и социальной жизни народов Филиппин.