Все мыслители и идеологи в истории человечества стремились найти способы достижения не только материального, но и духовного совершенства. Однако ни одна человеческая идеология не достигла того уровня, чтобы её можно было бы сравнить с Исламом — божественной программой обустройства жизни людей.
Идеи преобразования общества разрабатывались и выдвигались самим человеком. Зачастую для их реализации требовалось построить жёсткую систему насилия и диктата. Это заводило в тупик целые народы и страны вместо желаемого счастья и благоденствия.
Ислам же основан на любви и нравственности. Милостивый и милосердный Создатель даровал эту религию всем людям мира через Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Её предписания соответствуют потребностям человеческой природы. Бесспорен тот факт, что Создатель знает Своё творение лучше кого-либо и ведает, как человек может достичь счастья и как ему следует жить. Руководствуясь нормами религии, верующий способен реализовать все нравственные качества.
Ислам упорядочивает отношения с Творцом, с другими людьми, с миром живой и неживой природы, гармонизирует обе стороны жизни: духовную и мирскую. Человек неразрывно связан со Всевышним, но в то же время он член социума. «Надо жить на этой земле так, будто собираешься жить вечно, и готовиться к вечной жизни, будто собираешься уходить сейчас», — говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).
Мусульмане, которые посвящают себя служению Всевышнему, должны помнить, что религия помогает возрождению души. Ислам даёт человеку надежду, очищая его сердце от всего наносного, делает добрым, щедрым, сострадательным, нравственным, подвигает к тому, чтобы он реализовал себя как ахсану таквим — самое достойное создание Аллаха. В Коране говорится: «Мы сотворили человека в самом прекрасном виде» (Сура «ат-Тин», 95 / 4).
Яркий пример того, как Ислам возрождает человека к чистой, счастливой жизни, можно было наблюдать на Аравийском полуострове в начале ниспослания Откровения, когда эпоха джахилии (невежества) сменялась периодом благоденствия — Аср ас-Саадат.
Вот как один из сподвижников рассказывал об этом эфиопскому правителю, в чью страну были вынуждены временно переселиться первые мусульмане, спасаясь от гонений неверующих: «О, государь! Раньше мы были людьми невежественными, поклонялись каменным и деревянным идолам, употребляли в пищу мертвечину, закапывали живыми новорожденных девочек. Мы предавались разврату, пили спиртное, бездумно расходовали свою жизнь и имущество, играя в азартные игры, порывали отношения с родственниками, враждовали с соседями. Сильные обижали слабых, богатые жили за счёт бедных. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не направил к нам Посланника из числа нас самих. Этот человек происходит из хорошего рода, известен честностью, правдивостью и добродетельностью. Когда ему был ниспослан дар, он призвал нас отказаться от обожествления идолов, которым молились наши предки, и поклоняться одному лишь Аллаху. Он велел нам быть правдивыми, возвращать долги и то, что отдали нам на хранение, отказаться от кровопролития и совершения запретного, жить в мире и дружбе со всеми людьми».
Говоря современным языком, эпоха джахилии была временем разгула терроризма: постоянно велись военные действия, не прекращались убийства, грабежи, разрушения и насилие. Люди были далеки от милосердия и благих помыслов. После ниспослания Ислама всё изменилось. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл завоёвывать не земли, а сердца. За небольшой промежуток времени ему удалось обеспечить безопасность и мир, установить справедливость. Можно ли было добиться этого силой оружия? Нет. Всё это стало проявлением Милости Всевышнего, следствием осуществления Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) посланнической миссии, свидетельством его мудрости и милосердия.
Люди собирались вокруг Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), который говорил: «Это правда, я вам как отец. Я вас воспитаю, очищу и обучу вас знанию, в котором вы нуждаетесь» (Абу Давуд, «Тахарат», 4).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) чувствовал ответственность перед Аллахом за передачу знаний людям. Один из мушриков как-то сказал с издёвкой сахабу Салману Фарси: «Вижу я, как ваш друг Мухаммад всему вас обучает, даже тому, как ходить в туалет». Салман серьёзно ответил: «Да, это на самом деле так», — после чего рассказал о культуре совершения омовения (Муслим, «Тахарат», 57, 58).
Большинство мусульман приняли Ислам только потому, что искренне любили Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и верили, что всё сказанное им — правда. Некоторые люди приходили к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) с целью его убить, но отказывались от своих планов и возрождались к новой жизни. Так было и с Умаром (радыяллаху анху), который впоследствии стал вторым после Абу Бакра (радыяллаху анху) халифом исламского государства.
Существует множество примеров того, как неверующие пытались убить первых учителей Ислама. Приведём один из них. Наставник Мусаб пришёл в Медину с намерением рассказать людям об Исламе. Глава одного из мединских племён, Усайд, пригрозил ему смертью и потребовал оставить их город. Учитель с достоинством и уверенностью, которые не могли не произвести впечатления на собеседника, сказал: «Ты умный и проницательный человек! Если всё, что я скажу, тебе понравится, прими это, если нет — я покину вас».
Усайд опустил оружие. Слушая вдохновенную речь учителя об Исламе, он был не в силах устоять перед воздействием Откровения, после чего вернулся к своему племени умиротворённый и переполненный новыми для него ощущениями. Глава другого племени разгневался, обвинил Усайда в мягкости и сам пошёл к Мусабу. Но и тому человеку было предопределено уверовать. О людях, под влиянием которых окружающие принимали Ислам, один поэт говорил: «Ты не раб кому или чему-либо. Ты раб Аллаха. Ты живи в Исламе так, чтобы пришедшие убить тебя в тебе обретали жизнь».
Ни один исламский принцип не противоречит человеческой природе. В современном мире некоторые люди, лишённые духовного зрения, доходят до того, что отождествляют Ислам, в основе которого лежат любовь и милосердие, с террором. Это похоже на стремление измазать грязью солнце. Ислам сразу после ниспослания взял всех, не деля на верующих и неверующих, под крыло милосердия и справедливости, категорически запретил любые разрушительные действия по отношению к человеку, природе и вещам.
Ислам наделяет мусульман ответственностью за достижение и поддержание порядка и гармонии. Неверующие жестоко убили 70 хафизов и алимов, огорчив Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). После этого случая было решено приставить к учёным охрану, причём он категорически запретил использовать оружие без крайней необходимости. Однако Халид бин Валид не принял во внимание это предписание. Узнав об этом, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился ко Всевышнему со словами: «О, Аллах! Халид проявил своеволие. Я не одобряю его поступка!» (Бухари, «Ахкам», 35).
Человек, живущий по исламским принципам, становится настолько чутким, что остро ощущает боль своих собратьев и всех сотворённых существ. Как-то раз Баязид Бистами отправился в путешествие. Он пообедал под деревом, а затем продолжил свой путь. Когда праведник оказался уже на довольно приличном расстоянии от места стоянки, то обнаружил муравья, который суетился на поверхности его сумки. Огорчившись, он произнёс: «Я разлучил это крохотное создание с его родиной!» — и тут же пустился в обратный путь, чтобы вернуть муравья в отчий дом. Так воспитанные Исламом сердца приобретают способность смотреть на мир через призму Божественной Любви.
Сегодня ответственность за то, что мир превратился в обитель насилия и анархии, лежит на человеке, который, подчиняясь необузданным желаниям своего нафса, отдалился от Ислама. А ведь религия Аллаха — это источник блага и процветания, который пребудет до Конца Света и в котором нуждается каждый. С развитием современных технологий и средств связи появилось больше возможностей рассказать людям правду об Исламе. Всевышний помогает покончить с навязанными стереотипами и негативными высказываниями в адрес мусульман и религии.
Задача каждого верующего — приобретать истинные знания. Они должны быть правильно им усвоены, взяты из надёжных источников, соответствовать шариату и Сунне. Мусульманин ответственен перед всем миром за передачу имеющихся у него знаний. Хорошо иллюстрирует эту истину случай, произошедший в наши дни в Америке с человеком, который принял Ислам.
Мусульмане, жившие по соседству, собрались в мечети. Перед тем как начать свою речь, новообращённый обратился к ним с вопросом: «Мои родители умерли. Я хочу спросить вас о том, что с ними будет после смерти?» Все встревожились, боясь нарушить доброжелательную атмосферу встречи. Один из верующих ответил так: «Если до них не дошла весть об Исламе, то они будут прощены. Сейчас они находятся в своих могилах в ожидании. Об истинном положении дел будет известно лишь в Судный День…» Человек продолжил: «Мусульмане! Мои отец и мать были людьми намного образованнее, нравственнее и чище, чем я, однако… Они ничего не знали об Исламе, может быть, только слышали, что есть такая религия. Пусть Аллах будет доволен вами, доволен тем, что вы приехали сюда, построили мечеть, нашли меня, рассказали о религии и стали причиной моего вступления на Истинный Путь. Благодарю вас. Но почему вы не рассказали об Исламе моим родителям? Если бы вы это сделали, то, не сомневаюсь, они с большим желанием приняли бы его. Знаю, что вера — это вопрос Предопределения и судьбы. Но почему вы не выполнили своего мусульманского долга? Я думаю, что мои родители покинули этот мир лишёнными благ Ислама из-за вашей беззаботности и нерадивости. Они спросят с вас за это в Судный День. И я спрошу с вас, и я!» После такой речи солидный и немолодой уже человек не мог сдержать слёз.
Эти горькие слова — правда, которая заставляет каждого мусульманина глубоко задуматься. Призыв к Исламу — ответственность, возложенная Богом на верующих. Забудьте о тех, кто далеко от нас, до кого трудно или невозможно добраться, но в Судный День после того, как падут завесы и всё тайное станет явным, с нас спросят наши близкие: родители, братья, сёстры, друзья, знакомые и даже прохожие.
В Коране сказано: «И вот потому-то Мы предписали сынам Исраила: «Если кто-либо убьёт человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей. Если кто-либо оживил покойника, то это приравнивается к тому, что он оживил всех людей». И, несомненно, к ним приходили Наши посланники с ясными знамениями. Однако и после этого многие из них [по неведению] излишествовали [в грехах]» (Сура «аль-Маида», 5 / 32).
Мусульманин должен наполнять мир душевностью и духовностью, стать источником веры и оптимизма. Пусть Всевышний Аллах украсит нашу земную и вечную жизнь благами Ислама. Пусть даст нам возможность достойно выполнить все обязательства перед Ним и людьми! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)