facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам в Чувашии. Махалля в Шыгырдане

0

{jathumbnail off} Большой ошибкой считать, что татары за советские годы полностью утратили традиционную систему махалли. Есть регионы, где мусульманская община не только сохранилась, но и активно развивается. И яркий пример тому —  махалля татарской деревни Шыгырдан в Республике Чувашия. Татары Шыгырдана и в советские годы крепко держались за Ислам, старались сохранить свой автономный общинный уклад, а в постсоветское время это село расцвело. Произошло это во многом стараниями настоящего лидера этого села, муфтия Чувашии, а теперь и Москвы, Албира-хазрата Крганова, который смог довести систему махалли в этом селе практически до совершенства.

Кстати, в Шыгырдане же и располагается центр Духовного управления мусульман Чувашии, которое  возглавляет муфтий.

Население села 6 тысяч человек. В Шыгырдане работают 7 мечетей, 2 медресе, одно из которых (медресе «Гулистан») расположено в знаменитой мечети «Трех сахабов».  Мечеть,  открытая в 2010 году,  построена на средства селян. По архитектурному строению мечеть «Трех сахабов» похожа на Булгарскую соборную мечеть, что  показательно. Ведь возрождение исторических культовых сооружений означает возвращение памяти, религии и гордости мусульман России за свое прошлое. Также это свидетельствует о том, что татарская махалля не исчезла, она развивается и финансирование собственной духовности татарами продолжается.

В Чувашии более 50 мечетей. И всюду чувствуется оживление. Особенно ценно в опыте Шыгырдана единство всех сфер общественной жизни. Мусульмане Чувашии могут служить примером для мусульман всей России.

Важная характеристика этого села –  постоянное развитие. Сегодня в селе 1 700 хозяйств, еще несколько сот домов строится. Большая часть населения молодые люди трудоспособного возраста, а рождаемость превышает смертность. В деревне 2 школы и 2 детских сада.

В селе большими темпами развивается частный бизнес. Многие семьи занимаются предпринимательством: кто-то сельским хозяйством и животноводством, а кто-то занимается промышленным делом. Особенно важно и то, что молодежь хочет жить в этом селе и после получения высшего образования часто возвращается в родной Шыгырдан.

Уникальность выстроенной в этом селе системы заключается в том, что ключевые вопросы развития села обсуждаются на Общественном совете махалли («Шыгырдан мәхалләсе иҗтимагый киңәшмәсе”), который помогает государству решать социальные и культурные задачи. В Совет входит несколько десятков человек. Среди них уважаемые в Шыгырдане люди – имамы мечетей, директора школ и руководители предприятий. Все заседания Совета начинаются с чтения аятов Священного Корана. Совет ведет дела от имени каждого из более 6 тысяч жителей села и собирается раз в месяц.

При Совете создан фонд вакфа, который аккумулирует средства от садака и прочих пожертвований и тратит на нужды села. Например, на Совете махалли могут быть решены вопросы о ремонте дорог или награждении отличников среди выпускников шыгырданских школ.

Плоды этой системы мы видим сегодня и они не могут не поражать. Шыгырдан — активно развивающиеся село, где не только происходит экономический, но и духовный рост. Мечети не пустуют, дети учатся в медресе, каноны Ислама играют значительную роль. Большое значение в успешности этого села сыграло идеологическое и каноническое единство.Ш ыгырданские мечети и члены их общин следуют мусульманским традициям, являясь ханафитами матуридитами, не создавая отдельных обособленных сообществ и сохраняя культуру своего народа. Большая удача, когда отсутствуют конфликты на почве идеологических и религиозных разногласий. Сегодня всем татарам надо не просто изучать, но и активно перенимать и внедрять этот опыт.

Конечно, существует большая разница между ситуацией в 6-тысячном селе и, например, полуторамиллионной Казани и еще больше эта разница чувствуется в сравнении с пятнадцатимиллионной Москвой. Однако, это не может мешать выстраиванию канонического единства татарских мечетей и татарских общин. Как мы знаем, наши соотечественники даже в других государствах (Финляндии, Турции, Китае) смогли сохранить свою систему и религиозное единство. Так почему же мы не можем сделать это в своей стране? Конечно же, можем!

При каждой мечети можно также создавать свои Советы, которые будут решать вопросы развития своих общин, а также привлекать к жизни мечети большое количество населения тех городских районов, в которых они находятся. Такие Советы могут участвовать в решении социальных проблем, которые возникают в тех городских районах, где функционирует их община.

Соблюдение канонического и культурного единства также имеет стратегическое значение. Оставаясь едиными на таком идеологическом уровне можно добиться единства и социального, мобилизации всех сил татарской нации для сохранения и развития мусульманской религии и татарской культуры.

Любой, кто посетит Шыгырдан может увидеть, как чтят и развивают традиции своих предков татары этого села. Поэтому никаких проблем в религиозной сфере нет. Особенно это единство чувствуется на контрасте с некоторыми татарскими селами, где единой общины создать не удалось и между мечетями начались конфликты на идеологической почве.

Сегодня в Шыгырдане часто проводятся конференции, посвященные роли системы махалли в возрождении традиционных ценностей. Албир Крганов и другие лидеры села понимают важность собственного опыта и стремятся поделиться им с другими татарскими общинами со всей страны.

Село Шыгырдан становится сегодня площадкой для многих мероприятий республиканского и межрегионального уровня. В частности ежегодный сельский экономический форум «Шыгырданский диалог» и научно-практическая конференция «Шыгырданские чтения».

Мне самому, конечно же, также приходилось бывать в Шыгырадане и, на мой взгляд, Шыгырдан это не деревня, а татарский городок. Побывав там я сразу заметил, что в Духовном управлении мусульман Чувашии к каждой работе относятся творчески, работают с душой без всякого официоза, что является гарантом успеха.
Например, хотя здание муфтията маленькое, но здесь проделывается огромная работа, которая заметна во всех направлениях. Республиканская олимпиада по основам Ислама в Чувашии проводится на государственном уровне при содействии Духовного управления мусульман и Министерства образования ЧР. Здесь как нигде больше особое значение придается воскресным школам. Именно в этом небольшом муфтияте каждый месяц собираются преподаватели мактабов при мечетях, имамы разных мухтасибатов Республики. Одним словом плодотворно обмениваются опытом.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что жителям Шыгырдана повезло со своим лидером, Председателем Духовного управления мусульман Чувашии Албиром хазратом Кргановым. Став муфтием в 18-летнем возрасте он уже 20 лет является настоящим лидером мусульман не только Шыгырдана, но и всей Чувашии. Крупные мероприятия, праздники татар проводятся под руководством муфтията, а значимые проекты и программы, включая строительство детских садиков, школ строятся под эгидой муфтия. Конечно, спасибо властям Чувашии и Крганову, что смогли создать диалог между народом и правительством, гарантирующего стабильность в Республике. Также социальную работу муфтията можно поставить в пример. Они помогают пожилым людям, детям разных национальностей.

Сегодня Крганов стал также и муфтием Москвы. Он активно использует свои шыгырданский опыт в столице нашей Родине. И уже многого ему удалось достичь, что еще раз свидетельствует о том, что опыт 6-тысячного Шыгырдана можно и нужно использовать в крупных городах.

(Материал опубликован на сайте http://www.info-islam.ru)

На фото: «Мечеть трех сахабов», виды села Шыгырдан, муфтий А.Крганов и автор текста Илдар Баязитов.

Share.