После господства персов и Александра Македонского арабы-мусульмане завоевали места обитания таджиков, и многие из них приняли Ислам. С этого времени новая вера стала неотъемлемой частью таджикской культуры. С XV по XVIII век таджики жили под властью Бухарского ханства. В 1860 году огромная часть их территории перешла к России.
После Октябрьской революции земли Таджикистана были объединены с Бухарской советской народной республикой. В 1929 году она стала частью Советского Союза. До 1929 года официальная политика нового государства в отношении Ислама была благоприятной. Разрешалась деятельность религиозных судов, решавших дела по шариату, так как его нормы не противоречили советским законам.
В 1921 году ЦИК Туркестанской АССР издал «Положение о судах казиев», которым устанавливалось, что в первой инстанции дело рассматривает один казий, апелляцию — съезд казиев (3-5 человек), а кассацией служил Президиум исполкома. При этом суды казиев были жестко подчинены советским органам: они ежемесячно отчитывались о работе перед областным судом, сдавали дважды в месяц поступавшие к ним госпошлину и судебные сборы, а прокуратура и областной суд могли в порядке контроля истребовать у казиев любое дело.
С 1923 года началось закрытие религиозных школ. Муллы начали агитацию и отправили немало писем от имени верующих в центральные государственные и партийные органы. Однако в конце десятилетия годов усилилась пропаганда, направленная против всех религиозных учреждений, в том числе и исламских.
В 1944 году территория СССР была разделена на четыре независимых духовных управления мусульман. В 1960—1980-х годах им разрешили издавать Коран, выпускать лунные календари, заниматься обеспечением мечетей предметами культового назначения; начал выходить журнал «Мусульмане Советского Востока». Количество мест для богослужений было небольшим: в 1966 году в Таджикистане насчитывалось всего 18 зарегистрированных мечетей.
В начале 1980-х годов наметилась активизация религиозных настроений среди мусульман Таджикистана. Одновременно советское руководство стало более толерантно относиться к религии. В республике открылись новые мечети, а в Душанбе — открыта духовная семинария.
В 1990-х годах глава Духовного управления мусульман Таджикской ССР Ходжи Акбар Тураджонзода потребовал придания Исламу статуса официальной религии. В постсоветский период в республике увеличилось число мусульманских культовых учреждений: в 2014 году в Таджикистане было 3424 мечети, в том числе 344 соборных и 40 центральных соборных.
2009 год был назван в Таджикистане годом чествования мусульманского правоведа Абу Ханифы. Посвященный ему международный симпозиум в Душанбе собрал научных и религиозных лидеров со всего мира. В это же время в столице Таджикистана началось строительство самой крупной мечети, которое продлилось пять лет.
В 2010 году в Таджикистане состоялась сессия Организации исламского сотрудничества, в которой приняли участие представители 56 государств. С 2014 года имамы мечетей получают государственное жалованье.
Официальные языки в стране — таджикский и русский. Ислам является самой распространенной религией. В 2009 году Высшее Собрание Таджикистана проголосовало за признание Ислама в трактовке ханафитского мазхаба официальной религией. 80% населения Таджикистана исповедуют Ислам (95% − сунниты, 5% − шииты). Мусульманское духовенство страны находится под контролем государственной власти.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)