Ислам в Южно-Африканской республике характеризуется исключительным разнообразием, которое можно сравнить с мусульманским миром в целом. Несмотря на то, что мусульмане – одно из самых незначительных меньшинств в стране (примерно 550 000 человек, т.е. 1,36% от всего населения), они являются неотъемлемой и заметной частью общества.
Это особенно верно в отношении таких провинций, как Западно-Капская, Натал и Трансвааль. Уже в XIX веке здесь создавались многочисленные мусульманские учреждения — мечети, школы Корана, медресе и колледжи.
Разнообразие и неоднородность Ислама в ЮАР берут свое начало в истории миграции. В разные периоды различные этнические группы мусульман иммигрировали в самую южную часть Африки насильно или добровольно. Первые мусульмане прибыли сюда в 1658 году – это были рабы и политические изгнанники из Индонезии, Малайзии, Бенгалии, Малабарского побережья и Мадагаскара, среди них были и мусульманские ученые, которые сыграли решающую роль в формировании духовных основ мусульманских общин.
Почти 200 лет спустя в Южную Африку для работы стали прибывать рабочие из Индии, а также торговцы из Калькутты, Мадраса, Бомбея и Гуджарата. Третья группа пришла из северных частей Африки, в основном из Малави и Занзибара. Вместе с этим Ислам принимало и местное население. Из-за этих различий мусульманское меньшинство в Южной Африке разделено на несколько общин, принадлежащих к различным этническим и социальным классам.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов чернокожая молодежь принимала Ислам, так как видела в нем идеологию, четко заявлявшую о равенстве между людьми и способную противостоять апартеиду. В период с 1991 по 2004 годы исламское население ЮАР увеличилось в 6 раз.
В стране функционируют разные мусульманские организации, такие как Джамиатуль-уляма, Мусульманский судебный совет, Мусульманское молодежное движение Южной Африки, а также многочисленные благотворительные организации.
Когда в апреле 1994 года состоялись первые демократические выборы, то в них участвовали две мусульманские партии: Африканская мусульманская партия и Исламская партия, но ни одна из них не смогла получить места ни в одном из законодательных органов. В выборах 2004 года участвовали две мусульманские партии АМП и Конгресс мира, но опять же без успеха.
Большинство южноафриканских мусульман – сунниты, вместе с этим, в стране есть некоторое количество шиитов и отдельные группы мелких течений, таких как ахмадиты. Большая часть индо-пакистанской общины следует ханафитскому мазхабу, малайская и восточноафриканская община – шафиитскому, мигранты из Западной Африки и Магриба – маликитскому.
В ЮАР существует достаточно сильное исламское образование. Под контролем Ассоциации мусульманских школ работают медресе и исламские школы, в программе которых присутствуют как светские, так и религиозные предметы. Кроме того, в ЮАР есть несколько институтов «Даруль-улюм» под эгидой Деобанда, где учатся студенты со всего мира.