«Самый разумный человек тот, кто призывает себя к суду совести, тот, кто умеет держать свой нафс под контролем, тот, кто совершает благие деяния ради жизни после смерти, и тот, кто обретает свет Аллаха, чтобы рассеять мрак могилы своей».
«Да убоится раб божий воскрешения его Аллахом слепым, в то время как он зрячий! Тому, кто понимает сокровенные смыслы, тайны и причины, достаточно выразительного и емкого слова. Те, кто духовно глух, не услышат истину…»
«Существует пять признаков праведности и благочестия мусульман:
- Быть рядом с теми, кто усердствует на пути истины.
- Умение держать свой язык под контролем, воспитывая свой нафс.
- Умение отличить вред и пользу для себя в случае, когда он обретает что-либо, заставляющее его забыть о любви к Аллаху. Воспринимать как дар Всевышнего благую возможность получения хоть небольшой крупицы от религии!
- Воздержанность в еде: не переполнять желудок даже разрешенной шариатом пищей из опасения, чтобы в него не попало что-то недозволенное религией.
- Думать, что все люди обретут спасение, в то время как только он будет уничтожен Аллахом».
«Истинный му’мин испытывает шесть видов страха:
- Страх потерять веру. Ибо в священных аятах сказано:
«Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]» («Али Имран», 3/8).
«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно и не умирайте, не обратившись в ислам!» («Али Имран», 3/102).
- Страх того, что ангелы запишут в книгу деяний человека то, что обесславит его в день Страшного суда. Ибо в священном аяте сказано:
«В тот день она поведает [человеку] о том, что с нею, поскольку Господь твой внушил ей [поведать об этом]» («аз-Зилзаля», 99/4-5).
- Страх, что шайтан сорвет все его планы и все окажется тщетным, что все дела человека направлены не во имя Аллаха и на пользу раба его, а против него.
[Иблис сказал]: «Господи! За то, что ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни» («аль-Хиджр», 15/39-40).
- Страх быть застигнутым врасплох ангелом Азраилем. В священном аяте сказано:
«Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе» («аль-Хиджр», 15/99)
В хадисе-шариф сказано:
«Человек умирает в том состоянии, в каком жил, и воскреснет в том состоянии, в каком умер» («Муслим», Джаннат, 83; «Мунави», V, 663).
Благородный Осман (радыяллаху анху) всем сердцем возлюбил Коран, жил по его повелениям и распространил Слово Всевышнего по всем четырем частям света. По милости Аллаха он стал шахидом*, читая Коран.
- Страх из-за беспечности и невежества лишить себя жизни в вечном мире, высокомерно понадеявшись на земные блага. В священном аяте сказано:
«…А земная жизнь – лишь [преходящая] утеха обольщением» («Али Имран», 2/185).
- Страх, увлекшись заботами о детях и семейными делами, не уделять достаточно времени поминанию Аллаха (зикруллах).
В священном аяте сказано:
«Знайте, что ваше имущество и ваши дети – испытание для вас и что у Аллаха уготовано [верующим] великое вознаграждение» («аль-Анфаль», 8/28).
«Несомненно, что земной мир бренен, а вечная жизнь – бесконечна. Пусть то, что бренно, не введет вас в заблуждение и не собьет с дороги, избаловав вас, и не помешает вам сохранить и сберечь то, что вечно.
Преходящему предпочитайте вечное. Земной мир имеет конец и к Аллаху возвращение, бойтесь Всевышнего» («Ибн Абид-Дунья», Мавсуа, 177).
«Не откладывая, совершайте добро, которое под силу совершить вам, пока не настигла смерть».
Пусть Всевышний Господь поддержит нас в стремлении жить и совершать все деяния в соответствии с этими мудрыми наставлениями и поможет удостоиться заступничества праведного халифа Османа (радыяллаху анху). Пусть Аллах наполнит наши сердца любовью к нему, благословит нас его дружбой и позволит находиться рядом с ним в вечном мире.
Аминь!