10 августа 610 года н.э. или ночь на понедельник двадцать первого дня месяца Рамадан была отмечена наступлением новой Божественной цивилизации. В эту ночь выдающийся человек Мухаммад становится Посланником Божьим. Прошло время, и силой его духа и обаянием его личности были заложены прочные основания для построения элитного общества, способного смело встретить суровые испытания. Это общество выдержало много перемен, не убоялось страданий, не было ослеплено богатством или погублено страстями.
Плодородный Сад Веры был заложен через четырнадцать лет от начала пророческой миссии. Состояние общества требовало развития базовых ценностей, а потому понадобилось сравнительно немного времени (всего лишь несколько столетий), чтобы глас Божий нашел отклик в сердцах большого количества людей.
От скромных пределов Медины, Ислам распространился в двух империях: в Персии Сасанидов на северо-востоке и в Византии на северо-западе. Несмотря на небольшое количество приверженцев Ислама в этих государствах ни одна власть не могла остановить триумфальное шествие Ислама. Сбылось обещанное Господом: «Сколько небольших отрядов победило отряды многочисленные с дозволения Аллаха! Аллах – с терпеливыми» (Св.Коран, 2: 253).
В 642 г. Египет был освобожден от Византии. В 637 г. пала Персидская империя, а в 642 г. Месопотамия, Сирия, Палестина и Северная Африка развернули знамя освобождения. В 711 г. была завоёвана Испания, а вслед за ней в 1453 г. пал Константинополь.
«МашАллах!» («Так было угодно Аллаху») – каждый искренне верующий знает это чрезвычайно емкое выражение. Материальное, несмотря на все его превосходства, оказалось бессильным пред силой духа, пылавшего в сердцах. Соединение мирского и божественного привело к образованию огромной силы – силы духа – вечно живой энергии, освещающей путь и увлекающей воина веры на стезю вечного движения вперед для претворения в жизнь того, что неизбежно.
Стремительно уходящее время
История правдива по своей природе, и она продолжает двигаться вперёд. Длительная борьба и письменные свидетельства всегда превращаются в прекрасные плоды человеческой жизни: «Мы чередуем дни (счастья и несчастья) для людей…» (Св.Коран, 3:140).
После расцвета колесо истории повернулось вспять, и дух предприимчивости был утрачен. На смену силе пришли страхи, и слава обратилась в прах. Мирское вытеснило эсхатологическое из всех сфер человеческой жизни и во всех уголках земного шара, включая Индонезию.
Казалось, что духовное начало уже не существует. Оно было заменено материальными успехами капитализма и социализма. Божественный дух стал считаться чем-то вредным и запретным. Материалистические учения прочно утвердились в сознании людей. Парадигма духовности изменилась, и в соответствии с этим восприятие мира стало тупым и тусклым.
Преодолевая застой
Государства с преимущественно мусульманским населением тоже были затоплены искрящимися волнами развивающегося капитализма. Система ростовщичества стала обязательным элементом экономики и при этом стала считаться спасительной для государства. В этом смысле, идея, что Индонезия – это новая нация и страна, стоящая на пороге своего становления, начала овладевать массами, хотя на самом деле это была та же страна, которая всего лишь вставала на путь лишений: «Те, которые пожирают лихву, восстанут из могил только такими же, как восстанет тот, кого сатана поразил безумием» (Св. Коран 2: 275)[1].
Через много веков после того, как люди были вовлечены в практику ростовщичества, некоторые начали проявлять обеспокоенность этим фактом. Правильное ли это занятие? Почему это вообще смогло произойти? Когда мы вырвемся из тисков лихвы? Общество задается множеством подобных вопросов.
Эти вопросы, как искры были способны воспламенить сухостой. В результате разгорелось пламя. Если бы это был голос, то эхо от него было бы громким и отчетливым.
Дискуссии и семинары, формальные и, наоборот, проходящие в неформальной обстановке, стали результатом подготовки к реформированию мусульманской экономики. Именно эта тема была загодя и из стратегических соображений включена Амином Азизом в повестку дня Национальной рабочей конференции Индонезийского совета улемов 17-20 декабря 1989 г. И всё же тогда она не привлекла к себе должного внимания[2].
Но начался новый виток борьбы, и Божий дух просиял вновь. Несмотря на относительно вялую реакцию и внимание, сам этот факт стал залогом того, что, что тьма, окружавшая экономику Индонезии, начинает рассеиваться. В конечном счете, семинар этого же Совета, который проходил с 18 по 20 декабря 1990 г. декларировал, что в Индонезии должно получить поддержку развитие беспроцентной шариатской банковской системы. Как и ожидалось, прийти к этому на практике было не просто. Все трудности были впереди. Экономисты и политические деятели выразили скептицизм, подвергнув сомнению доброкачественный характер этой идеи. Премьер-министр и госсекретарь Индонезии Моердионо чаще других подвергал сомнению намерение учредить исламский банк. Его охранительная тактика выразилась в том, что он задал множество ценных вопросов[3].
Он хотел знать, например, почему в попытке пропаганды положительного имиджа мусульман, необходимо построить банк на основе новой системы. По его мнению, это могло привести лишь к появлению новой проблемы. Он задавался также вопросом о том, что на самом деле стоит за философией учреждения исламского банка: действительно ли верно, что он предназначен лишь для того, чтобы уничтожить злоупотребления процентом? Еще один вопрос был о механизме действия беспроцентной системы кредитования, известной как распределение прибылей. Также был задан поразительно точный вопрос: действительно ли Совету улемов необходимо иметь свой собственный банк и на что будет тратиться капитал такого банка?
В результате в резолюции содержалось заявление о том, что Совет религиозных ученых (Совет улемов) отозвал заявку о создании своего собственного банка, но взял на себя инициативу поддержать его учреждение в целом. Также было заявлено, что процентная система начнет работать сразу же, и прежде, чем заемщик откроет свой бизнес и даже прежде, чем будет кредитован. Эта система никак не принимала во внимание положение дел в компании заемщика. Даже если бы бизнес обанкротился, процент продолжал бы налагаться. Условия были жесткие.
Объяснение этому было такое: при наличии традиции шариатской системы ценностей в стране пионерские порывы мусульманских энтузиастов не должны подвергать сомнению всю систему. Но последовательность на пути продвижения идеи все же принесла свои плоды. С Божьей помощью и при огромном желании энтузиастов к 1 мая 1992 г. был открыт первый банк в Индонезии, свободный от системы ростовщичества – банк Муамалат.
Это было открытием инновационного направления в борьбе за новую экономику, основанную на новой парадигме. Известно, что когда создается нечто новое, то оно попадает в центр интриг, испытывает на себе все виды ограничений, отсутствие (поначалу) политической воли и, конечно, сталкивается с проблемой сбора первоначального капитала для создания капитала оборотного. Последний фактор был очень важным. Капитал банка Муамалат формировался на общественные средства и не имел отношения ни к одному учреждению, в котором был замешан ростовщический капитал. Это был чистый капитал, и именно чистота капитала этого банка отличала его от аналогичных учреждений в Индонезии.
Дух начинания
Судно снялось с якоря. С руководителем банка Зайнулбахаром Нуром, вставшим к штурвалу, корабль Муамалат вышел в плаванье, оставив позади док ростовщичества. Члены команды заняли свои места. Неся на борту надежды верующих, судно вошло в темные воды океана национальной банковской системы.
Банк Муамалат, как первый шариатский банк, старался проложить собственный курс. Хотя это задача была не легкой, но она не была и слишком сложной. Главное было заложить основы системы и определить ее составные части, а также механизм работы, который сделал бы ход плавания уверенным. Коллектив банка усердно учился и работал для достижения наилучшего результата, и для этого многие сотрудники выезжали на учебу за границей или работали до поздней ночи.
Подобно тому, как первое судно мусульман некогда выходило в море, банк Муамалат столкнулся с плодами своего первого опыта. Самым важным было создать команду сотрудников. В виду того, что банк воплощал промысел Всемогущего Господа, то и образ мыслей членов команды должен был быть исполнен этим духом. Именно это было труднее всего сделать в первый период после учреждения банка Муамалат. Ежедневно команда погружалась в углубленные мусульманские штудии. Ежедневно, разбившись на небольшие группы, сотрудники и директора, меняясь местами, учили друг друга, ободряя себя и других аятами Священного Корана. Бизнес-центр Арталока был похож на дом Аркама ибн Абу Аркама, т.е. место, где готовили «энтузиастов веры» – первопроходцев исламской экономики в стране[4]. Отсюда вышли первые доброкачественные шариатские банкиры. Позднее они заняли важные должности.
После Зайнулбахара Нура, по мере обучения и работы, руководство принял Зайнулла Арифин. Поразительный дух этого нового лидерства проявился в консолидации усилий, направленных на применения шариатского закона в банковском секторе в рамках разумного. При поддержке всего коллектива были введены новые шариатские банковские инструменты. Главной заботой банка Муамалат стала неуклонная настойчивость в проведении финансовых операций в соответствии с шариатом.
Тогда как многие обычные банки потерпели крах из-за финансового кризиса в 1997 г., Муамалат – слава Аллаху! — смог, пусть не без потерь, продолжить свою работу. Серьезность, последовательность, настойчивость и уверенность в эффективности системы управления помогли этому банку избежать кризиса.
«Воистину, к тем, которые сказали наш господь – Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (Св.Коран, 41: 30).
Восстановление состояния банка Муамалат как единого организма, понесшего финансовые потери, было одной из задач, решение которой требовало мудрости.
После двух предыдущих лидеров, заложивших прочные основы и здоровую внутреннюю политику, направленную на упрочение единства, началась третья фаза развития банка. Путь, который гарантировал продолжение существования банка, состоял в том, чтобы продвигаться быстро и решительно, выявляя потенциал, скрытый до настоящего времени. В данный момент управление, созданное изнутри самой компанией, сделало банк Муамалат лабораторией, в которой успех достигался с помощью божественного руководства.
Во имя Господа началась главная работа. Эта фаза развития банка была отмечена поисками банковской политики, разнообразные пути которой постоянно дискутировались в коллективе. Смелость шагов, часто кажущихся невероятными, отличала этот период истории банка от других. Моральная сила доверия [клиентов и партнеров] дала банку возможность сделать большой скачок вперед. В финансовых отчетах Банка Муамалат появились записи о прибылях. Тогда, начиная с офиса в здании Арталока, пункты обслуживания банка открылись по всей стране от Сабанга до Мерокеи от Нуса Тенгара до Талуда[5].
Здесь снова чувствовалась Божья десница. На этой стадии развития банк Муамалат вел себя как юная девушка, получающая первые комплименты от мужчин. Управление банка стало более тонким, а посулы прибыли более заманчивыми, что гарантировало банку прочное положение в национальной экономической системе. Глаза могли видеть [банк], сердца могли отзываться и колебания [клиентов] исчезали, уступая место уверенности. Ибо действительно верны слова Бога: «Мы покажем им Наши знамения по всему миру и в них самих, пока не станет им ясно, что это – истина» (Св.Коран, 41: 53).
Кроме того, подобно локомотиву, банк Муамалат послужил успешным примером для создания новых шариатских банков, которые сейчас возникают по всей Индонезии.
Иммунитет, преданность, продуктивность
Феномен банка Муамалат — подтверждение слов Господа. Он показывает, что сила и власть у Бога, а власть Его и сила Его действенны и действительны, если Он этого желает, ибо сказано: «…когда Он желает чего-нибудь, – только сказать ему: «Будь!» – и оно бывает».
Его пожелания исполняются везде и всюду. Поэтому для человека жизненно важно вписаться в неизбежное грядущее, пройдя через горнило процесса посвящения, в ходе которого появляется энергия невероятной мощи, которая дает [божественный] иммунитет, движущий и ускоряющий всякое дело.
Для коллектива банка Муамалат важно, что все структуры банка основаны на принципах, одобряемых Всевышним. Это дает команде уверенность, что Суд Божий рано или поздно свершится, а потому они не ищут проблем, но если они столкнуться с ними, то не побегут от них. Удары судьбы, несчастья и проблемы сталкиваются с терпением и уверенной настойчивостью: «И ради Господа своего будь терпелив!» (Св. Коран, 74:7).
Иммунитет такого рода создает новый источник энергии, который называется лояльность. Лояльность, или преданность Богу в выполнении своей работу на Его путях. Появление новых структур банка Муамалат не связано лишь с единственным стремлением зарабатывать на жизнь, а с проявлением набожности. Преданность идеалам способствует появлению воина веры, не знающего усталости и полагающегося лишь на Всевышнего. Али Абу Талиб сказал: «Кто зависит от материальных ценностей, обеднеет. Кто зависит от самолюбия, будет покинут. Кто зависит лишь от своего разумения, пропадет. Но тот, кто зависит лишь от Бога, не обеднеет, не пропадет и не будет покинут».
И, в конце концов, вся эта энергия будет заставлять человека делать все, что в его силах, чтобы приносить максимальную пользу и добиваться лучшего результата. Его самоотверженность проявляется в его высокой производительности. Он воспитывает силу духа и укрепляется в вере, чтобы усердно работать с Божьей помощью. Он преодолеет все препятствия, чтобы обеспечить торжество истинных ценностей.
Дух Муамалат завоевывает страну. Энергия пробуждения проникает в кровеносные сосуды финансовой системы, содержавшую до недавнего времени лишь «дурную кровь» ростовщической экономики. Сейчас эта энергия наполнила сосуды «чистой кровью», появившейся благодаря системе распределения доходов, при которой работники и служащие участвуют в прибыли.
Так был зажжен дух банка Муамалат. Даже если сейчас он разгорается всё сильнее, то не погаснет и впредь, если не будет на то воли Божьей.
Продолжение следует.
Материал книги: А.Риаван Амин. Божественное руководство. // Пер. с англ.
(Публикуется на сайте «Ислам и семья» с разрешения автора и рекомендации переводчика).
[1] Здесь автор спорит с политологическим тезисом о том, что именно капиталистические отношения привели к формированию национальных государств и капиталистических наций в Азии и способствовало росту их значимости на международной политической арене. Автор считает, что развитие страны по западной либеральной модели без учета этноконфессиональной и культурной специфики привело ее к глобальным проблемам и поставило на грань выживания саму ее государственность. Эти проблемы характерны для многих азиатских государств и активно обсуждаются в мире. (См. например, И.Д.Звягельская «Становление государств Центральной Азии», ЦСПИ, Москва, 2009).
[2] Индонезийский совет улемов (Majelis Ulama Indonesia – MUI) является главной централизованной духовной организацией мусульман Индонезии. Совет включает в себя широкий спектр мусульманских групп. Она была основана правительством Сухарто в 1975 году в качестве органа для вынесения фатвы и консультирования мусульманской общины по современным вопросам социально-политической и религиозной жизни мусульман этой страны.
[3] Премьер-министр Моердионо служил еще в годы правления Сухарно и неоднократно обращал внимание на острожное введение новых экономических инструментов. Поскольку Индонезия является самой крупной и ключевой страной в составе АСЕАН, ее национальная стабильность играет центральную роль в деле обеспечения региональной безопасности. Экономическая разруха, наступившая вследствие азиатского кризиса 1997-1998 гг. стала тяжелым бременем для страны. Одним из ее последствий был экстремизма на этнической и религиозной основе. Главными угрозами национальной безопасности стал практически тот же набор угроз, с которыми столкнулась России в начале 1990-х гг.: 1.сохранение единства нации, 2. локализация этнических, религиозных и социальных конфликтов политическими средствами, 3. консолидация государственной власти, 4. обеспечение правопорядка. Проводимые правительством Индонезии преобразования включали в себя в политической области: конституционную реформу, правовую реформу, реформу управления и его децентрализацию, консолидацию гражданского контроля в военной области, включая реформирование вооруженных сил. В экономической области правительство наметило реформы банковской и кредитно-денежной системы, приватизацию государственных предприятий, борьбу с коррупцией. Однако эти начинания в «виде реформ сверху» распространялись на провинциальный и окружной уровень с задержками и в измененном виде, а конфликты зарождались именно там. Хотя повышение цен на полезные ископаемые расширило индонезийскому правительству пространство для маневра, уменьшив одновременно экономическое давление, заставляющее проводить реформы, все же это не угроза хронического кризиса существует.
[4] Дом Аркам ибн Абу Аркама — дом, где втайне собирались первые мусульмане. Он принадлежал сподвижнику-сахабу Аркаму ибн Абу Аркам. Этот дом еще назывался Дом вызовов, поскольку туда приглашались для встречи с Пророком (мир ему!) те, кто принимал Ислам и многие из которых затем становились его сподвижниками. По преданию в этом доме Пророк (мир ему!) объявил риба (лихву, процент от сделки) доисламским обычаем и установил запрет на него.
[5] Арталока (Arthaloka)– 16 этажный (66 м) офисный блок в Джакарте. В нем расположился головной офис банка Муамалат.
Сабанг (Sabang) – город в провинции Ачех, Индонезия. Город расположен на острове Вехи, в 17 км к северу от Банда-Ачех. Площадь 118 км ² , население 23654 (2000). Sabang также известен как самый северный и западный город в Индонезии.
Мероке (Merauke) – город в Мерауке Regency, провинции Папуа в Индонезии. Расположена на южном побережье, недалеко от самой южной точки Ириан-Джая, в устье Мерауке реки. Собор святого Франциска Ксавье в Мерауке является резиденцией римской католической архиепископии Мерауке. Нуса Тенгара TheNusaTenggara (lit. SoutheastIslands) – Малые Юго-восточные острова – группа островов в средней южной части Юго-восточной Азии. В сосокупности с Большими Юго-восточными островами образуют Сунда Айленд – архипелаг Южные острова. Острова образованы с помощью вулканической активности вдоль Яванского разлома.
Талуд (Talaud) – острова, индонезийская: Kepulauan Talaud) представляют собой группу островов, расположенных к северу от острова Сулавеси в Индонезии, также самый северный регион Индонезии, на границе с Филиппинами, и в целом к западу от острова Сангийский.