Жанр «Сорок хадисов» появился в исламском мире в середине VIII века и получил самое широкое распространение. В арабском языке этот жанр именуется «Арбаин хадис», в тюркских «Кырык (кырк) хадис».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто сохранит для моей общины 40 хадисов, касающихся религии, будет воскрешен в Судный день в числе ученых и факихов».
Поэтому мусульманские ученые стали создавать сборники, в которые включали указанное число хадисов. После того как этот жанр получил распространение, подобные сборники стали составлять только ради того, чтобы продолжить данную традицию, удостоиться молитв читателей, получить вознаграждение от Аллаха или излечиться от какой-то болезни.
Не все их авторы были обладающими глубокими познаниями хадисоведами, поэтому их качество было разным. Известны случаи, когда в них были представлены недостоверные и откровенно выдуманные хадисы.
Хотя такие сборники называли «40 хадисов», они не всегда содержали указанное число преданий – их могло быть несколько больше или меньше.
Авторы отбирали 40 хадисов по разному принципу. В одних случаях выбирали разные темы, которые могли быть полезны для мусульман с практической точки зрения, в других сосредотачивались на какой-то одной – вероубеждении, загробной жизни, молитвах, исламском праве и его нормах, тасаввуфе, любви к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и т. п. Другие отдавали предпочтение хадисам-кудси или имеющим самые короткие иснады (цепь передатчиков). Также сборники «40 хадисов» могли включать хадисы от 40 разных сахабов, 40 табиинов, из 40 разных мест, из 40 известных сборников хадисов и т. п.
Самым известным из таких трудов является «40 хадисов» имама Навави (1233-1278). Создан он на основе другого сборника «аль-Ахадис аль-куллийа алляти аляйха мадару ад-дин» Ибн Салаха аш-Шахразури, включающего 28 хадисов. Имам Навави добавил к ним еще 16, создав свой «Арбаин», ставший настольной книгой мусульман всего мира. Ее перевели на множество языков, и самые известные ученые составляли комментарий к ней.
Другим выдающимся образцом этого жанра является «40 хадисов» Абдрахмана Джами. Составлением подобных сборников увлекались и поэты, такие как Алишер Навои, Физули, Нави, Наби, приводя стихотворные переводы разных хадисов.