Выставка дизайнерских работ на исламские темы получилась не только легкая для восприятия и симпатичная, но еще и настойчиво напоминающая, как сильна традиция, не разрушаемая никакими новациями. Впрочем, никто из ее авторов и не пытался модернизировать великое наследие или подражать ему. Из сложной и роскошной многовековой восточной вязи они взяли какой-то малый фрагмент, простой элемент, и его оказалось достаточно, чтобы сделать масштабное произведение современного искусства. Оно ведь простое.
Основная тема участников — ковер.
У Фаига Ахмета он отчасти традиционный, но с вытканным сдвигом, имитирующим увеличение орнамента до пикселей, что скорее метафорично, чем красиво. Выложенный на пол большой ковер Лорана Марешаля при ближайшем рассмотрении оказывается собранным из специй. Такая игра с восприятием. Паскаль Зохби соорудил свой ковер из отпечатанных на машинописных листах элементов разработанного им шрифта, где арабская вязь и узнаваема, и современна. Пример модернизации. Этот же шрифт использовала в своем бетонном «Ковре» Нада Дебс, исследующая отношения формы и материала.
Как положено на выставках современного дизайна, зрелищность экспозиции поддерживается моделями одежды — блестящими белыми платьями турчанок Адже и Айше Эге, вдохновленных великим византийским храмом Айя-Софья. Флори Сально, изготовляющая вместе с алжирскими беженками украшения из пластиковых бутылок, отвечает за социальность современного искусства.
Премия Джамиля — совместное мероприятие Музея Виктории и Альберта, обладающего большой коллекцией исламского искусства, и фонда Art Jameel, занимающегося, как сказано в экспликации, развитием современного искусства в странах Ближнего Востока, Северной Африки и в Турции. Показ работ 10 лауреатов и финалистов третьего по счету конкурса в Новом Манеже подготовила галерея «Триумф». К выставке, что важно, собрана насыщенная лекционная программа, сообщают «Ведомости».
Почти все ее участники живут и работают на две страны — родную и европейскую. Произведения и демонстрируют их жизненное состояние — не раздвоенности или ассимиляции, а адаптации родной культуры, ее визуального языка к новым, чужим формам. Такая адаптация способствует пониманию, а оно требует жертв.
Выставка открыта до 23 ноября.