{jathumbnail off}
На рубеже XIX—XX веков начался новый виток в истории и становлении татарского народа, современного литературного языка, национального театра и периодической печати. В это время жили и работали немало талантливых личностей. Среди них Исмаил Гаспринский — автор татарской новометодной азбуки, издатель еженедельной газеты «Тарджиман» («Переводчик»).
Его кончину татарская интеллигенция восприняла как большую утрату для всего народа, о чём свидетельствуют многочисленные статьи в газетах и журналах, выражающие соболезнование[1]. Единственный в дореволюционной России женский журнал для татар-мусульманок «Сююмбике» посвятил Исмаилу Гаспринскому номер от 1 октября 1914 года[2].
Этот литературно-общественный, экономический женский журнал выходил в свет раз в две недели под руководством редактора и издателя Якуба Халили[3]. 17 сентября 1913 года он получил разрешение публиковать иллюстрированный журнал для женщин на татарском языке под названием «Сююмбика»[4]. Авторами статей были знаменитые татарские деятели, сыгравшие немаловажную роль в просвещении женщин-мусульманок в начале XX века: Шихаб Ахмаров, Фахрулбанат Сулеймания, Махруй Музаффария, Заки Валиди, Багбостан Мукминова, Фатыйх Сайфи-Казанлы, Фазыл Туйкин и другие.
Редактор и издатель журнала Якуб Халил в 22 номере от 15 сентября 1914 года писал, что татарская нация глубоко скорбит этой потере, так как Исмаил Гаспринский был для них старейшим учителем и духовным отцом. «Прослужив 35 лет, он ушёл из жизни, но успел воспитать учеников, смог передать им своё учение. Он как электрический фонарь осветил дорогу в будущее своим шакирдам»[5].
Последователи называли Исмаила Гаспринского великим просветителем и делились тёплыми воспоминаниями о нём на страницах журнала «Сююмбика». Секретарь журнала, Фахрулбанат Сулеймания[6], отмечала, что он одобрил стремление женщин к обучению, открыл им глаза и указал прямой путь. «Обращаясь к нам, — писала она, — он сказал: “Дочери мои! Если вы будете стоять возле этой пропасти, то непременно погибнете. Следуйте за мной”»[7].
Соболезнуя об утрате мугаллима, поэтесса Махруй Музаффария[8] писала: «Сломалось ценное финиковое дерево, а нашей памяти хранится лишь то бесценное, что он оставил для нас — знания, которыми мы обязаны пользоваться с умением, дабы они нам открыли дорогу в будущее»[9].
Редактор Якуб Халили выступил на страницах журнала с предложением увековечить имя Исмаила Гаспринского: «Во-первых, в каждой мечети города и деревни необходимо прочитать Коран за упокой его души, а муллы должны объяснить прихожанам его деятельность; во-вторых, во всех местах, где разрешено, а также в национальных школах повесить его портрет, чтобы дети с рождения знали своего “главного учителя” и выросли, питая любовь к нему; в-третьих, благотворительные общества должны обсудить, что они смогут сделать для увековечивания памяти Гаспринского; в-четвёртых, памятник Гаспринскому должен установить татарский народ; в-пятых, необходимо создать комиссию для изучения его биографии; в-шестых, в Бахчисарае или в другом месте установить ему памятник»[10].
Комиссар народного просвещения Шагид Ахмадиев[11] писал: «Как для мусульман важен переезд Пророка из Мекки в Медину, с которого начинается исламское летоисчисление, так и начало деятельности И. Гаспринского для нас должно быть началом чего-то важного»[12].
Просветитель Габдулла Буби[13], живший в то время в Кульдже, заметил: «Весть о смерти И. Гаспринского прозвучала как гром среди ясного неба и взбудоражила общество Кульджи. Уважаемый Исмаил-бек умер счастливым, так как увидел, как выросли и стали плодоносить деревья в его саду. Лишь избранным людям Всевышний даёт подобный шанс»[14]. Буби полагал, что солнце и звёзды погаснут, но труды Исмаила останутся в памяти татарского народа.
Лутфулла Гадел расписался в Журавлёвских казармах на Адмиралтейской слободе Казани как сабый књћелле шђкертећ — «твой шакирд с ребяческой душой». Он не был учеником Исмаила Гаспринского, но обучался в медресе «Иж-Буби» по его книге «Худжаи сыбьян». Это издание стало его первым учебником, поэтому Гадел назвал себя шакирдом Исмаила Гаспринского[15].
Г. Буби, М. Мозаффария и другие последователи выдающегося татарского просветителя хотели открыть высшее учебное заведение для женщин и назвать его именем Исмаила Гаспринского[16].
Общественные и религиозные деятели конца XIX — начала XX века называли Исмаила Гаспринского своим духовным учителем и наставником, а после смерти продолжали развивать его идеи, выступая за просвещённое будущее татарского народа.
[1] Бөек бабамыз вафат // Мәктәп. – 1914. – № 9. – 197-199 б.; Исмәгыйль бәк хәзрәтләренең соң әмәле // Мәктәп . – 1914. – № 9. – 207-209 б.; Исмәгыйль бәк Гаспринский хәзрәтләре вафат булды // Шура. – 1914. – № 18. – 576 б.; Шәрәф Ш. Исмәгыйль мирза Гаспринский хәзрәтләре // Әд-дин вәл-әдәб. – 1914. – № 19. – 600-604 б.; [И. Гаспринский вафаты илә бөтен Русия мөселманнары зур хәсрәтле булдылар…] // Әд-дин вәл-әдәб. – 1914. – № 16. – 509 б. һ.б.
[2] Сөембикә. – 1914. – № 23.
[3] Халиуллин Якуб Ибрагимович (10.12.1877-15.01.1938) — уроженец села Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан Российской Федерации). Обучался в знаменитой в начале XX века в медресе Иж-Бобья, издатель и редактор журналов “Сююмбика” (1913-1918) и “Детский мир” (1917-1918), участник Всероссийских мусульманских съездов (1917). Репрессирован.
[4] Национальный архив РТ. Ф.420, оп. 1, д. 243. – 8-8 об.
[5] Хђлили Я. Бљек остаз Исмђгыйль бђк Гаспринский // Сөембикә . – 1914. – № 22. – 1-3 б.
[6] Сулейманова Фахрулбанат Сибгатулловна (1865-1959) — уроженка деревни Нижние Уры Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне Арский район РТ). Мугаллима в медресе г. Уфы, Оренбурга (1898-1914), с. Маметьевой Пустоши Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне с. Богатые Сабы Сабинского района РТ), секретарь журнала «Сююмбика».
[7] Сљлђймания Фђхрелбанат. Исмђгыйль бђк Гаспринский // Сөембикә. – 1914. – № 23. – 2-4 б.
[8] Музаффарова Махруй Габдулвалиевна (1873-05.12.1945) — уроженка деревни Большая Турма Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Тетюшский район РТ). Мугаллима в медресе д. Большая Турма, русско-татарской школе Хадичи Ахмеровой (1901-1917) и пятой женской школе (1917-1921) г. Казани и т. д.
[9] Мозаффария Маџруй. Кыйммђтле хљрмђ агачы сынды // Сөембикә. 1914. – № 23. – 9-10 б.
[10] Хђлили Я. Миллђт даџисе // Сөембикә. – 1914. – № 23. – 4-7 б.
[11] Ахмадиев Шагит Гимадутдинович (29.12.1888-12.08.1930) — уроженец д. Татарский Елтан Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Чистопольский район РТ). Политический деятель, писатель. Депутат Милли Меджлис (1917-1918), комиссар просвещения мусульман Казанской губернии (1918), редактор газеты «Эш», заместитель комиссара просвещения мусульман Внутренней России, редактор газеты «Кызыл Армия» (1918-1919), редактор газеты «Кызыл Шарык», народный комиссар просвещения, член ЦИК Туркестанской АССР (1920-1921). Народный комиссар просвещения ТАССР (1924-1926), один из организаторов и редактор журнала «Магариф» (1924-1926). Член ЦИК СССР (1925-1927).
[12] Ђхмђдиев Шаџид. Бабабыз Исмђгыйль бђк // // Сөембикә. – 1914. – № 23. – 7-9 б.
[13] Нигматуллин Габдулла Габдулгаллямович (09.11.1871–1922) — педагог, религиозный деятель, автор учебной и религиозной литературы.
[14] Бубый Габдулла. Мөхтәрәм хуҗабыз Исмәгыйль бәк рухына // Сөембикә. – 1914. – № 2. – 5-7 б.
[15] Гадел Лотфи. “Мђддле А” // Сөембикә. – 1914. – № 23. – 13-16 б.
[16] См. так же: Хөсәен З. Дарел-мөгаллимат // Сөембикә. – 1914. – № 1. – 12 б.; Нәкыя Әбруй. Бабабыз Исмәгыйль бәкнең рухы алдында тез чүгәм // Сөембикә. – 1914. – № 2. – 7-9 б.