Лексическое значение слова «иджма» — начинание, предварительно одобренное или утверждённое общим мнением. В терминологии фикха это означает принятие муджтахидами коллективного решения по какому-либо вопросу, возникшему после смерти Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Для иджмы необходим ряд условий:
1. Недействительны заключения учёных, которые не являются муджтахидами. Ибо муджтахиды обладают столь обширными исламскими знаниями, что могут выносить решения по религиозно-правовым вопросам, опираясь на Коран и Сунну.
2. Общее суждение муджтахидов требуется в тех случаях, когда существуют две точки зрения. Однако изменение заключения вовсе не отменяет предыдущее иджма.
3. Не является иджма общее суждение по вопросам, не относящимся к фикху.
В Коране повелевается: «А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путём верующих после того как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в ад. А это скверное пристанище!» (Сура «ан-Ниса», 4 / 115).
Доказательством иджмы являются хадисы: «То, что мусульмане считают прекрасным, и для Аллаха является прекрасным» (Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», 1 / 379); «Представители моей уммы не станут объединяться в ошибочных вопросах» (Ибн Маджа, «Фитан», 8).
Иджма делится на три вида: сарих, сукути и принятие общего решения в отношении только некоторой части рассматриваемой проблемы.
Сарих-иджма — это общее мнение муджтахидов, живущих в одно время, по вопросу иджмы, выраженное в ясной и чёткой форме.
Сукути-иджма — форма, которая возникает в случае, если один или несколько муджтахидов узнают о суждении учёного, имеющего право на иджтихад, и при этом не выражают ни положительного, ни отрицательного мнения (обходят молчанием).
Примером решения в отношении только некоторой части рассматриваемой проблемы может служить свидетельство сподвижников о том, что в случае чьей-либо смерти родной дед усопшего по линии отца может претендовать лишь на малую часть наследства. При этом существовали мнения, что родной дед может рассчитывать на треть наследства. Исходя из этого, родной дед имеет право на наследство в обоих случаях, но указывается разная доля (Абу Захра, стр. 179).