Сунна — это слова и поступки (фи’ли) Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), а также его одобрение (такрири). Пример словесной сунны: «Если кто-то из вас пропустит намаз по забывчивости или проспав, должен совершить его как только вспомнит об этом» (Абу Давуд, «Салят», 11; Дарими, «Салят», 26).
Пример фи’ли: «Выполняйте намаз точно так же, как совершаю я!» (Бухари, «Азан», 18; «Адаб», 27).
Сунна такрири — одобрение Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) каких-либо действий сподвижников, которые он видел. Такрири выражается как в словесной форме, так и взглядом. Например, один сахаб во время путешествия из-за отсутствия воды сделал таяммум — очищение тела песком, после чего прочитал намаз. Через некоторое время он нашёл воду, но не стал заново совершать богослужение. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), узнав об этом, молча одобрил его поступок.
По единогласному мнению исламских учёных, после Корана вторым достоверным источником религиозных законов является Сунна. Аяты свидетельствуют, что Сунна представляет собой «шари далиль» — доказательство, указание шариата: «То, что даровал Аллах Своему Посланнику как добычу из [имущества] селений [бану Надир], принадлежит Аллаху, Посланнику, [его] родным, сиротам, бедным, путникам, дабы оно не досталось богатым среди вас. Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Хашр», 59 / 7).
В другом аяте сказано: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что вызывает у них споры. И тогда не восстанут они в душе против твоего решения и подчинятся ему полностью» (Сура «ан-Ниса», 4 / 65).
Ещё один аят подчёркивает: «Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними» (Сура «ан-Ниса», 4 / 80).
Сунна является воплощением миссии Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), возложенной на него Аллахом: «О, Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты [тем самым] не передашь [людям] Его послания, а ведь Аллах оберегает тебя от людского [зла]. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём неверных» (Сура «аль-Маида», 5 / 67).
В Коране говорится, что высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) основаны на божественных откровениях: «И речи он ведёт не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) — лишь Откровение внушённое» (Сура «ан-Наджм», 53 / 3—4).
Кроме того, Сунна раскрывает мубхам и муджмал — непонятные или многозначные аяты Корана, конкретизирует некоторые положения Священной Книги, поясняет мансух и насх — изменения или преобразования. Этот источник исламских знаний дополняет часть положений, которые не пояснены в аятах Корана. Например, порядок совершения намаза и размер закята, вводит запрет на употребление в пищу мяса домашних ослов и хищных птиц (М. Абу Захра, «Усулуль фикх», 1377 / 1958, стр. 113—114).
Хадисы, в зависимости от степени достоверности передатчика, делятся на три группы: мутаватир, машхур и ахад. Хадисы-ахад, в свою очередь, подразделяются на три вида: сахих, хасан и даиф. Хадисы-мутаватир, передала столь большая группа людей, что их невозможно уличить в одновременной лжи. Например: «Если кто-то придумает хадис от моего имени, пусть готовится гореть в аду» (Бухари, «Ильм», 38; «Джанаиз», 33; «Анбия», 50, «Адаб», 109; Муслим, «Зухд», 72; Абу Давуд, «Ильм», 4; Тирмизи, «Фитан», 70; «Ильм», 8, 13; «Тафсир», 1; «Манакыб», 19; Ибн Маджа, «Мукаддима», 4; Дарими, «Мукаддима», 25, 46; Ибн Ханбаль, «Муснад», 2 / 47, 83, 125, 150, 159, 171, 202, 214 (а также в различных томах сборника).
Хадисы-машхур содержат высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) от нескольких передатчиков, которые после второго-третьего года Хиджры перешли в степень таватура.
Ахад — хадисы, которые передали два или больше сподвижников, но эти высказывания не обрели статус машхура. Чтобы хадисы-ахад могли служить доказательствами в религиозных вопросах, основатель ханафитского мазхаба Абу Ханифа наряду с условием надёжности и правдивости передатчика выдвигает требование хорошо знать исламское право и следовать предписаниям хадиса. Однако для имама Малика было достаточно того, чтобы положения хадис выполняли жители Медины.