Эпоха благоденствия отличалась тем, что люди чрезвычайно сильно уважали друг друга, с большим вниманием относились к миру растений и животных, старались никого не обижать. Во время Хаджа и Умры происходило практическое обучение такому отношению.
Паломники в белых одеяниях — ихрамах словно брали удел или перенимали на себя благородство ангелов. Мумины, мужчины и женщины, совершая таваф-сай или стояние на горе Арафат, выполняя повеление Всевышнего Аллаха, избегали малейшего проявления невнимательности к окружающему миру, ходили, смотря себе под ноги, и старались воздерживаться от споров и конфликтных ситуаций.
Во время ношения ихрама нельзя охотиться, мять траву и даже специально вырывать хотя бы один волосок. Благодаря тому, что в определённое время запрещается совершать даже дозволенное в обычное время, мусульмане учатся избегать сомнительного и запретного.
В Хадже и Умре верующие понимали эти принципы не только разумом, но и сердцем. Они смотрели на творения Аллаха с добротой, с сочувствием, утонченностью, заботой, стараясь не обижать и не обижаться. Таким образом, они представляли благородство Ислама и сами достигали совершенства нравственности.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) давал распоряжение даже о том, как нужно ухаживать за животными и заботится о них: очищать их от грязи, пыли (Хайсами, IV, 66 — 67).
Севада бин Раби (радыяллаху анху) рассказывал потрясающую историю: «Я подошёл к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и кое-что попросил. Он велел передать для меня верблюдов, а затем посоветовал: «Когда ты вернёшься домой, скажи своим домашним, чтобы заботились о животных, давали им пищу вовремя и стригли свои ногти, чтобы во время доения не поранить их соски»» (Ахмад, III, 484; Хайсами, V, 168, 259, VIII, 196).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) объявил Медину и ее окрестности заповедной зоной и сказал: «В заповеднике Пророка Аллаха нельзя рубить ни одно дерево и даже нельзя бить ногами по стволам. Однако если возникнет какая-либо нужда, то можно мягко и осторожно встряхивать ветви, чтобы собрать листья для корма животным» (Абу Давуд, «Хадж», 95 — 96 / 2039).
Абу Душум аль-Джухани сообщает хадис, переданный от отца: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) увидел однажды человека, который бил палкой по ветвям, чтобы стряхнуть с них листья. Он сказал тем, кто был рядом: «Приведите мне этого бедуина, но обращайтесь с ним мягко, не напугайте его!»
Когда тот человек подошёл к нему, Пророк сказал: «О, бедуин! Когда сбиваешь листья, делай это мягко и осторожно, а не с силой и разрушением» (Ибнуль-Асир, «Уздуль-Габе», Бейрут, 1417, VI, 378).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) при каждом удобном случае призывал свою умму относиться друг другу и к миру творений Всевышнего внимательно и заботливо: «Нет на земле ни одного растения, которое бы своим крылом не защищал ангел. Это продолжается до того момента, пока растение не повянет. Того, кто раздавит растение, ангел проклянет» (Али аль-Муттаки, «Кенз», III, 905 / 9122).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)