Мой интерес к этой стране появился более 10 лет назад, когда я начала изучать китайский язык. Однажды мне стало любопытно, как Ислам появился в Китае? Может, это покажется кому-нибудь удивительным, но уже практически 14 веков эта древнейшая цивилизация сосуществует с Исламом, а в наши дни в Китае насчитывается более 20 миллионов (по неофициальным данным — 50 миллионов) мусульман.
В истории Китая эта религия обозначалась разными понятиями. Так, во времена династии Тан (617-907 годы) Ислам называли «да ши фа». В переводе это означает «закон да ши» — то есть персов или арабов. Во эпоху династии Мин (1368-1644 годы) Ислам был известен как «тьянь фан цзяо» (религия Аравии) или «хуэй хуэй цзяо» —религия хуэй хуэй (мусульман различных национальностей).
На рубеже правления династий Мин и Цин (1644-1911 годы) было принято понятие «цин чжень цзяо» (чистая и истинная религия). Во времена республики, с 1911 по 1949 годы Ислам называли «хуэй цзяо» — религия хуэйев, которые являются одним из национальных меньшинств Китая. В 1956 году Госсовет издал «Указ о наименовании Ислама в Китае», отметив, что это «интернациональная религия, и термин «Ислам» — повсеместно используемое название этой религии. С тех пор слово Ислам повсеместно используется в Китае, в то время как название «хуэй цзяо» все ещё существует в Гонконге, Макао и на Тайване.
Ислам появился в Китае ещё в период Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В 629 году в Кантон (ныне г. Гуанчжоу) для передачи истинных знаний прибыл сахаб Вахб бин Кабша (радыяллаху анху).
Официально же отсчёт идёт с 651 года, когда в Китай по указу Усмана была направлена делегация. Её возглавил не кто иной, как Саад ибн Абу Ваккас — дядя Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) по материнской линии. Император Гао Цзун получил основные сведения о религии и посчитал, что в целом это учение соответствует конфуцианству. Он разрешил Сааду и его товарищам заниматься в Китае призывом к Исламу, а также приказал построить Мемориальную мечеть в Гуанчжоу. Это была первая мечеть в Поднебесной, которую возвели в память о Пророке Мухаммаде (салляллаху алейхи ва саллям).
Есть мнение, что Ислам широко распространился в Китае с 7 по 10 век благодаря морским и сухопутным путям, во время дипломатических визитов мусульман и товарообороту с Центральной Азией. Очередная веха развития религии — 1070 год, когда император Шень Цзун пригласил 5 300 мусульман из Бухары налаживать торговые отношения.
После нашествия монголов в 13 веке в Китай иммигрировало огромное количество мусульман, которым наряду с христианами и иудеями было дано больше прав, чем коренным жителям. Однако Чингисхан открыто заявлял, что мусульмане и иудеи являются рабами: им запрещалось открыто совершать жертвоприношения, питаться халяльной и кошерной пищей, делать обрезание. Но уже к концу 13 века, в период правления внука Чингисхана, Хубилая, в Китае насчитывалось 4 миллиона мусульман. Интересный факт: по сведениям иранских историков, 8 из 12 правителей административных районов того времени были мусульманами.
С 14 по 17 века из-за закрытия морских портов мусульмане Поднебесной оказались изолированными от единоверцев из других стран. Они практически полностью интегрировались в местное общество: говорили на китайском языке, носили традиционную одежду. Мусульмане, женившись на китаянках, стали брать их фамилии, а другие же просто переделывали свои имена на китайский лад: Ха – вместо Хасан, Ху – вместо Хусейн. И в наши дни среди мусульман страны очень распространены фамилии Мо, Май, Му – варианты от Мухаммад, Мустафа, Масуд. Также именно в этот период появилась письменность сяоэрцзин – транскрипционная запись китайского языка арабскими буквами. Затем многие мечети обрели элементы традиционной китайской архитектуры.
Эпоха династии Цин (1644-1911 годы) считается вторым возрождением Ислама в Поднебесной. И это несмотря на то, что Китай потрясли аж 5 крупных мусульманских восстаний, в результате которых погибли миллионы верующих. В стране возводились новые мечети, мусульмане в отдельных районах получили преимущественную власть: они занимали государственные посты и командовали армией. В результате одного из восстаний образовался автономный исламский район, известного сейчас как Синьцзян-уйгурский автономный округ. В 17-18 веках на северо-западе страны очень сильно развился и укрепился суфизм: ордены кадирия, куфия и джахирия нашли своих последователей.
После образования КНР мусульмане Китая вновь подверглись репрессиям, особенно во время культурной революции. По указу правительства миллионы китайцев были переселены в Синьцзян. Мусульманские руководители один за другим лишались своих мест. В те годы на двери мечетей буквально были наложены замки, а копии Корана уничтожались красногвардейцами. Разрушались и все храмы, церкви, монастыри. И только после прихода к власти Дена Сяопина в 1979 году китайское правительство сделало послабления в отношении Ислама и мусульман. По новым законам всем национальностям давалась свобода использовать свой язык, развивать родную культуру и исповедовать свою веру.
Ныне десять из 56 национальных групп Китая считают Ислам своей религией: хуэй, казахи, уйгуры, дунсяне, киргизы, салары, таджики, узбеки, баоан и татары. Также небольшое количество мусульман есть среди тибетцев и монголов. В основном мусульмане Китая исповедуют ортодоксальный Ислам (ге ди му) и придерживаются ханафитского мазхаба. Среди хуэев немало последователей суфизма. Также в некоторых районах страны есть мусульмане-шииты.
Всех вам благ, cестра Меймей