facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

История мусульман Литвы

0

Литовские мусульмане — сунниты. Не имея собственных теологических школ, проживая столетиями вдали от мусульманских культурных центров, они поверхностно знали Ислам, но сохранили преданность своей религии и стремление выполнять предписанное. Они, как и другие верующие, строго придерживались и придерживаются главной формулы Ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад Его Посланник».

Мусульманское население Литвы — преимущественно потомки татар, поселившихся здесь более шестисот лет назад. Литовские князья приглашали их для защиты от вторжений крестоносцев и давали татарам-рыцарям земли на границе, рядом с городами и замками. Мусульмане массово селились близ Вильно возле реки Ваки, а также в Лидском, Трокском, Ошмянском, Новогрудском, Брестском уездах и на Волыни. Князья предоставили татарам полную свободу вероисповедания, различные привилегии, приобретая себе верных воинов. В землях Великого княжества Литовского татары нашли вторую родину, сохраняя все черты своей этнокультуры. Важным фактором поселения мусульман явилось сохранение сословных привилегий, то есть званий эмиров, князей, мурз, а в последующем присвоение шляхетства (дворянства) всем татарам с правом иметь родовые гербы, передаваемые по наследству. Мусульманам разрешили строить новые мечети, татары-дворяне уравнивались в правах с польской и литовской элитой.

Во второй половине XIX – начале XX вв. потомки военных стали выбирать и другие профессии: врачи, адвокаты, ученые, государственные служащие. При этом литовские мусульмане традиционно занимались огородничеством, садоводством, кожевенным промыслом, извозом. Последний даже был монополизирован татарами, которые занимались им вплоть до появления железных дорог. С давних времен ломовые извозчики перевозили грузы и товары на большие расстояния — достигали Кракова, Познани, даже Крыма. Татары-кожевенники с давних времён славились качеством вырабатываемой кожи, которая была мягкой и прочной. Сейчас это ремесло практически исчезло, хотя и сегодня существуют люди, знающие его секреты.

Культура литовских мусульман достигла расцвета в межвоенный период ХХ века, когда город Вильно стал главным культурным центром. Стараниями братьев Леона и Ольгерда Кричинских здесь начали выходить фундаментальные, не утратившие своей значимости и в наши дни, «Татарские ежегодники». В 1925 году был избран муфтий, которым стал известный ориенталист, доктор Берлинского университета Якуб Шинкевич. Тогда же в Вильно были основаны музей, архив и библиотека для мусульман. Деревня Райжяй считалась литовской Меккой. Стоящий в местной мечети минбар, спасенный в 1889 г. из сгоревшей мечети в деревне Базорай, является очень дорогой реликвией. На нем рукой мастера выведена дата — 1684 г. Перед войной в окрестностях Райжяй проживало более 120 татар. Интенсивной была общественная жизнь мусульман и во временной столице Литвы — Каунасе. Еще в начале XX в. на земле, которую местной общине подарил меценат хаджи Александр Ильясевич, решили построить мечеть. Она была открыта лишь 15 июля 1933 года.

Упоминая об известных поселениях мусульман в Литве, нельзя обойти вниманием деревню Сорок татар в Вильнюсском крае. Здесь до наших дней сохранились специфические черты татарской деревни: в ней много улочек, дорожек, для которых характерны пересечения под прямым углом. Ученые предполагают, что такая планировка позаимствована у жителей степи. Сельская мечеть является одной из самых древних в Литве.

Не менее известна и деревня Нямежис, расположенная около Вильнюса. Скромная сельская мечеть строилась на средства князей Кричинских и других мусульман, которые большую часть своего имущества отдали на религиозные нужды и поддержку нуждающихся единоверцев.

С давних времен в Вильнюсе действовала Лукишская мечеть. С расширением городской застройки она оказалась в самом его центре. После войны мечеть была закрыта, а в 1968 году снесена. На месте здания построены институты Академии наук Литовской Республики.

Очень много литовских мусульман погибли во время Второй мировой войны, были вынуждены эмигрировать, спасаясь от репрессий, или оказались в ссылке. Советское время принесло полный застой в культурную и религиозную жизнь общины. Командно-административная и колхозная система разрушила устоявшиеся за несколько веков традиции и общественный уклад. Согласно данным 1989 года, в Литве проживало 5100 татар, однако последняя всеобщая перепись населения, проходившая в 2001 г., приводит уже другие цифры: в Литве проживает 3225 представителей татарской национальности.

Сегодня в окрестностях Вильнюса известны лишь две местности, где компактно проживают мусульмане, — деревни Сорок татар и Нямежис, а совсем недавно их было намного больше: Козаклары, Колнолары, Мерешляны, Мелеховцы, Людвиново, Казбеяй (Хазбиевиче), Афиндзевичи, Лукишки, позже вошедшие в черту города Вильнюса. Сейчас эти населенные пункты не существуют либо в них не живут татары. Такая же участь выпала на долю деревень Винкшнупяй Вилкавишкского района, Базорай Алитусского района и еще нескольких других. Сейчас о них свидетельствуют лишь вросшие в землю камни старых могил.

Община литовских мусульман возродилась в сентябре 1988 года. За эти двадцать с небольшим лет отремонтированы превращенные некогда в склады мечети, созданы духовные объединения. В деревне Райжяй местные верующие построили общинный дом.

Мусульман всегда сплачивал Ислам, являясь объединяющим началом для всей общины. Поэтому характерным является то обстоятельство, что религиозные книги литовских татар, называемые китабами и хамаилами, написаны на стaробелорусском и старопольском языках арабским шрифтом. Тюркские языки, на которых говорили поселившиеся в Великом княжестве Литовском татары, довольно быстро начали выходить из употребления.

Содержание текстов, входящих в состав китабов, очень разнообразно. Много места в них занимают хадисы о жизни и деятельности Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и его ближайших сподвижников. Эти рукописные книги имеют огромное значение как для сохранения Ислама, так и для ученых-востоковедов, которые находят в них ценные источники для своих научных трудов.

В середине 90-х годов основана единая религиозная организация, а год спустя — муфтият, Духовное управление мусульман Литвы. Примерно в то же время вновь открылось Общество литовских татар. Всю душу в это дело вложили журналист Менсаид Байрашевский и ныне покойный доцент Каунасского технологического университета доктор Ромуальдас. Под эгидой Общества стала выходить газета „Lietuvos totoriai“ («Татары Литвы»), которую называют летописью литовских мусульман. Кто-то подсчитал, что если бы сложить вышедшие номера в один комплект, то получилась бы книга в 1200 страниц. Основное содержание публикаций этой газеты — культурная жизнь, история, часть материалов посвящена религиозным обрядам и традициям.

О мусульманской общине всё чаще говорят по радио и телевидению, пишут в газетах. Создан документальный фильм «Я потомок мурз татарских…», который в 2005 г. на Первом мусульманском кинофестивале в Казани награждён главным призом за лучший сценарий в категории документального кино. В 2006 году в Тракайском историческом музее была открыта постоянная экспозиция, посвящённая истории литовских татар, весной 2007 г. в Военном музее им. Витаутаса Великого открыта выставка «Литовские татары — воины. В прошлом году общественности представлена книга «Литовские татары в истории и культуре».

Множество дел ещё ждут своей очереди: до сих пор неясен вопрос восстановления мечети в Вильнюсе, необходимо построить общинные дома в деревнях Нямежис и Сорок татар, а также центр татарской культуры в Каунасе.

Судьба распорядилась так, что литовские мусульмане живут в Литве, Польше и Белоруссии. В последнее время Союз общин литовских татар также сотрудничает со Всемирным конгрессом татар в Казани и Меджлисом крымскотатарского народа.

Д-р Адас Якубаускас, Председатель Союза общин литовских татар

Ромас Якубаускас, Председатель духовного управления мусульман Литвы, муфтий Литвы

Галим Ситдыков, Главный редактор газеты «Летувос тоторяй», кандидат философских наук

 

 

Share.