На степных просторах Южного Урала стоит небольшой по сегодняшним меркам город Троицк. Но он довольно известен в исламском мире. Три человека жили и работали в Троицке: суфийский шейх Ахмат Рахманкулов, последний муршид (наставник) Урала и Поволжья Зайнулла Расулев и его сын Габдрахман, который был муфтием ЦДУМ в 1936 —1950 годах.
В Троицке до сих пор ощущается исламское влияние: половина его 80-тысячного населения — мусульмане. Так сложилось исторически и благодаря удачному географическому положению. Несколько веков назад город был крупнейшим торговым центром, через который проходил Великий Шёлковый Путь. Более полутора столетий в Троицке процветала торговля с Казахстаном, Бухарой, Хивой и Ташкентом, Индией и Китаем. Караваны доставляли в город восточные сладости, ковры, ткани, меха, а увозили зерно, изделия демидовских и других металлургических заводов. Сюда стремились попасть купцы с Востока и Запада. В Троицке ежегодно проводились ярмарки, что привлекало людей разных сословий и конфессий. Постепенно город превратился в место компактного проживания татар, башкир, казахов, а также купцов из Средней Азии. В конце XIX века мусульманское население Троицка составляло в среднем 40% от общего количества жителей.
Духовная жизнь исламской общины того времени имела свои особенности. Троицкие мусульмане были истово религиозны и консервативны. Приезжие муллы, получившие образование в медресе на территории Уфимской и Казанской губерний, отмечали, что им трудно найти общий язык с верующими: уж больно они категоричны в своих оценках и суждениях. Но такая бескомпромиссность сформировалась у троицких мусульман под влиянием имамов, получивших образование в медресе Центральной Азии, известных религиозным консерватизмом.
Постепенно Троицк становится настоящей «уральской Меккой»: возводятся мечети, открываются религиозные учебные заведения, работают ведущие богословы своего времени. К началу ХХ века в Троицке было три медресе, где учились не только татары и башкиры, но и выходцы из Средней Азии, Ирана и Аравийского полуострова. Самой известной считалась «Расулия», названная по имени её основателя, имам-хатыба и мударриса Зайнуллы Расулева. Двухэтажное каменное здание было построено в 1884 году на средства казахского бая Алтынсарина. Медресе было джадидидстским, то есть реформаторским: здесь использовались звуковые методы обучения, классно-урочная система и преподавались некоторые светские дисциплины. Зайнулла Расулев принёс в Россию учение одной из ветвей духовного наставничества суфизма. Он с детства интересовался этим направлением Ислама, учился не только у местных алимов, но и получал знания от знаменитого в те годы шейха Абдульхакима, жившего в Стамбуле. Позже он вёл активную просветительскую и преподавательскую деятельность в Троицке. Среди его учеников были основоположник казахской литературы Султанмахмут Торайгыров, каракалпакский поэт Ажинияз Косыбай-улы и другие представители молодой интеллигенции народов Центральной Азии и Казахстана.
До Октябрьской революции в уездном городе насчитывалось семь великолепных мечетей: 6 каменных и одна деревянная. Все они отличались одними и теми же своеобразными архитектурными особенностями, свойственными исламским культовым постройкам Южного Урала.
Первая мечеть в Троицке была построена в 1835-38 годах. После прихода к власти большевиков она закрылась. Во время НЭПа исламский храм вновь заработал и функционировал вплоть до 30-х годов. При советской власти в здании мечети находились различные учреждения. В последние годы там располагался городской суд.
Вторая соборная мечеть Троицка была построена в XIX веке по ходатайству «Бухарского караванного начальника» Искандера Бабажанова. Об её истории до наших дней сохранилось крайне мало сведений. Известно только, что потомок основателя этой мечети, троичанин Амирфаиз Бабажанов был известным исполнителем песен тюркоязычных народов. Существовали даже его граммофонные записи на узбекском и казахском языках.
Третья мечеть была построена в Троицке в 1863 году на деньги Гайсы Мохамата Яушева. Большевики закрыли её в 1929 году, срезали 46-метровый минарет, а здание превратили в татарский клуб. В годы Великой Отечественной войны мечеть была возвращена верующим и с тех пор не прекращала работу. На протяжении всего советского периода здесь проводили обряды никаха, имянаречения, справляли мусульманские праздники.
Много лет все считали, что шестую мечеть Троицка построили в1912 г. Но в последних исследованиях некоторые учёные озвучивают 1896(7) год как дату её создания. До сих пор в этом вопросе нет единого мнения. Мечеть была воздвигнута на улице Базарной (сейчас Ленина). Во дворе располагалось одноэтажное здание медресе, а на углу — магазин. Храм получил в народе прозвание мечеть Гатауллы-муллы — по имени первого имама. В1923 г. духовным наставником стал Кадыр Расулев, прослуживший здесь 5 лет. Почувствовав политические изменения и отношение власти к религии, он добровольно отказался от сана имама и с семьёй уехал в Казань.
Но духовная жизнь в пору массового атеизма не останавливалась. В советское время Троицк продолжал оставаться авторитетным духовным центром для мусульман Казахстана, Челябинской области и соседних регионов. Троицкая мечеть была единственной, работавшей в то время, её посещали немало верующих.
После революции 1917 года из семи мечетей города уцелели только три, одна из которых разрушилась в годы перестройки. Схожую судьбу имеют и другие исламские памятники. В советское время мечети, как и все храмы, использовались не по назначению. В одной мечети располагался Троицкий городской суд, в другой — заводской электроцех, а в знаменитом на весь исламский мир медресе «Расулия» — общежитие.
Сейчас в Троицке действуют только две мечети, на улицах Ленина и Октябрьской. В том храме, что не прекращал свою работу в советские годы, сейчас на праздники Ураза и Курбан-байрам собираются до тысячи человек. Недавно этой мечети было присвоено имя Зайнуллы-ишана Расулева. В другой троицкой мечети помимо ежедневных молитв работает воскресная школа по изучению основ Ислама и арабского языка. Занятия посещают люди разного возраста, но преобладает молодёжь — школьники и студенты. А летом здесь работал мусульманский оздоровительно-трудовой лагерь для детей.
Благодаря стараниям местных имамов и мусульман обе троицкие мечети реконструируются, чтобы вновь предстать во всей красе.