Развитие в России такого традиционного направления Ислама, как суфизм, способно привлечь мусульманскую молодежь и стать серьезной альтернативой ваххабизму и другим радикальным течениям, искажающим религию.
Такое мнение высказали участники проходящей 27-29 августа в Грозном Международной исламской конференции, посвященной 63-летию со дня рождения первого президента Чечни Ахмата Кадырова.
«Наш форум призван показать, что суфизм является залогом безопасности для человека и стабильности для государств. Это важная просветительская миссия. Она адресована, прежде всего, сердцам и умам подрастающего поколения», — сказал на конференции глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, передают СМИ.
По его словам, чеченский народ «в годы самых тяжелых испытаний сохранил свое лицо благодаря суфизму, зикру». «Я не представляю, что было бы с моим народом без них», — заметил Кадыров. Первый президент Чечни Ахмат Кадыров, добавил он, был «истинным мусульманином и настоящим суфием», который «считал поиск знаний духовного очищения обязательным предписанием для каждого праведного мусульманина».
В свою очередь, как отметили в Совете муфтиев России (СМР), идеи суфизма на протяжении веков близки мусульманским народам, в том числе татарскому. В России суфизм получил широкое распространение с XVIII века. По словам председателя СМР Равиля Гайнутдина, суфии в прошлые столетия представляли «ту часть татарской мусульманской интеллектуальной элиты, которая стремилась к постоянному сохранению и приумножению знаний».
«На сегодняшний день, когда суфизм играет важную религиозную, политическую и общественную роль в жизни миллиона наших единоверцев, изучение суфизма стало одной из научных задач современности и гарантией безопасности для человека и стабильности для государства», — считает муфтий Равиль Гайнутдин.
Перед участниками конференции, прошедшей в резиденции главы ЧР, выступили более 40 исламских богословов и ученых из разных стран, затронувших в своих докладах проблемы взаимосвязи ислама и суфизма, сущность и задачи суфизма, его роль в противодействии экстремизму и радикализму, специфику духовного воспитания молодежи в Исламе.