Вера — это такое состояние, которое человеку трудно объяснить словами. Это убеждённость, непоколебимая уверенность в существовании Всевышнего и безусловное признание Его истин. Поэтому некоторые вопросы религии не могут быть поняты путём размышления, а приняты только благодаря вере. Знание о Рае — сокровенное.
Это подтверждает Коран: «(они) войдут в Рай и не испытают притеснения там — в садах вечности, которые обещал Милостивый своим рабам,
не видевшим их воочию. Воистину, обещанное Им исполнится» (Сура «Марьям», 19 / 61). В этом аяте ясно говорится о том, что праведники войдут в райскую обитель, хотя никогда не видели её, будучи на земле.
Человек не способен представить себе сокровенное. Например, как объяснить незрячему красоту и многоцветие весеннего сада? Он может его только вообразить в зависимости от своих способностей.
Алимы пришли к выводу, что все сведения о Рае и Аде, которые описаны в Коране и в исламских текстах, отражают лишь приблизительные представления на уровне человеческих понятий. Поэтому все знания об этом принимаются к сведению с оговоркой, что сущность Джанната и Джаннахама известна только Всевышнему и прояснится после Дня Воскресения. Поэтому перед тем, как делать толкование того или иного аята или хадиса о Рае и Аде, необходимо произнести: истинное знание принадлежит Аллаху.
Первый и самый достоверный источник знаний о Рае — это Коран, речь Аллаха. Количество аятов, посвящённых Джаннату (в основном в сурах «Рахман», «Вакыа», «Инсан» и «Гашия»), гораздо больше, чем посвящённых Аду. Второй достоверный источник знаний о Рае — хадисы, которые собраны в сборниках «Кутубу-с-Ситта», в книгах «Муснад» Ахмада бин Ханбаля и «Муватта» имама Малика. Хадисы содержат не столько описание Рая, а поступки верующих, которые идут по пути к райским садам. Если сделать краткий обзор сборников хадисов, то складывается следующая картина:
— «Сахих» имама Бухари включает в себя 7275 хадиса, состоит из 97 книг и 3730 глав. В книге «Бадуль-Халк» 18 хадисов посвящены Раю; в произведении «Китабур-Рикак» 32 хадиса рассказывают о Джаннате, 13 — о райской реке Каусар; 38 хадисов «Китабу-т — Тафсир» 38 хадисов дают толкования аятам Корана о Рае; в книге «Джихад» 17 хадисов повествуют о гуриях и особенностях Вечного Сада.
— «Сахих» Муслима состоит из 54 частей, содержит 1322 раздела, 3033 хадиса. Муслим, как и Бухари, посвятил теме Рая отдельную главу, названную «Китаб-уль — Джанна», в которой содержится 11 хадисов. Также Джаннат упоминается в других книгах этого сборника. «Сахих» в основном рассказывает о создании и существовании Рая, об его благах и обитателях, о возможности лицезреть Аллаха. В отличие от сборника Бухари тексты хадисов, собранных Муслимом, более детализированны и подробны.
— Сборник «Сунан» Мухаммада бин Иса Тирмизи — это произведение, состоящее из 46 книг, 2496 глав и 3956 хадисов. Теме Рая посвящена отдельная книга «Сыфату-ль — Джанна», в которой содержится более 50 хадисов. В них подробнее, чем в других сборниках раскрыты темы, повествующие о райских деревьях, благах, обитателях, фруктах, реках, о вечности, о возрасте обитателей Рая, о Ридване.
— Сборник «Муснад» Ахмада бин Ханбаля содержит около 40 тысяч хадисов. Теме Рая не отведена отдельная глава, хадисы представлены в различных книгах.
— «Муватта» Малика бин Анаса состоит из 61 книги и содержит раздел об Аде. Хадисы о Рае разбросаны в различных книгах: «Кадар», «Джихад», «Любз». В них в основном говорится о дверях, запахах и деревьях Рая.
— Сборник «Сунан» Абу Давуда включает 40 книг, 1889 глав, 4800 хадисов. Автор не выделил главы, посвящённой Раю, однако представил много достоверных хадисов в разделах «Суннат» и «Адаб».
Третий уровень источников — это тафсиры (произведения, посвящённые толкованию аятов Корана). «Аль-Джами-уль-Байан ан Тавили Ай-иль — Ку`ран» Табари — это первый полный тафсир аятов Корана, который собрал многие варианты тафсиров, идущих от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов. Однако здесь представлено множество противоречивых хадисов, поэтому этот труд можно использовать лишь как энциклопедию лингвистических знаний. Подобным же образом нужно относиться к тафсирам Фахруддина Рази, Махмута Умара Замахшари.
Четвёртый уровень источников делится на два вида: произведения, которые исследуют только тему Рая, принадлежащие перу Ибн Кайима аль-Джевзийа, Абу Абдуллаху Куртуби, Абу Нуайма. Вторые — книги, которые повествуют об Ахирате и Джаммате. Самые известные — труды Байхаки «Аль-Бас ва н-Нушур» и Ибн Кясира «ан-Нихайа филь-Фитан валь-Малахим».
Последний источник — это произведения, переведённые с арабского на другие языки, энциклопедии, этимологические и филологические исследования.
В период Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов представление о Рае опирались на чистые знания, источником которых служили Коран и Сунна. Однако после Аср Саадат (эпохи благоденствия) появились различные мазхабы (мутазилиты, мурджия, шиа), стали образовываться узкие религиозные научные дисциплины (хадис, калям, тассавуф, тафсир). Представители научных и политических течений стали применять собственные методы в толковании аятов и хадисов. Кто-то начал понимать их с позиции материализма, кто-то — с точки зрения нафса (естества человеческого), кто-то стал вносить мистические элементы. Стали популярными сомнительные хадисы и даже были придуманы новые, что бросило тень на чистые знания о Рае. Муфассиры, берясь за толкование того или иного аята, применяли околорелигиозные знания, не различая предания, исраилят, слабые хадисы. В 7—8 веках проповедники рисовали людям такой образ Рая, который был далёк от описания в Коране и Сунне. При этом эти искажённые знания, переходя из уст в уста, формировали неправильные представления. Современные толкователи, мыслители и философы, отказываясь от Сунны как источника, опираясь только на аяты, всё больше приближаются к мысли, что Рай существует на земле. Такой подход противоречит исламскому вероучению и является куфром (неверием).
Для того чтобы создать правильное представление о Рае, необходимо опираться на аяты Корана и только на достоверные хадисы. Поэтому благоразумным мусульманам нужно верить во всё, что упомянуто в Коране и хадисах и заниматься добрыми делами, ведущими к Раю, вместо того, чтобы увлекаться деталями и интерпретациями, несовместимыми с достоверными источниками.