facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как благочестивый Усман (радыяллаху анху) стал халифом

0

В эпоху благородного Умара (радыяллаху анху) территория мусульманского государства существенно увеличилась. Для ведения дел требовались огромные силы, и потому халиф трудился день и ночь, чтобы обеспечить безопасность и спокойствие. Незадолго до кончины он задумался о назначении преемника.

Первой кандидатурой был Абу Убайда ибн Джеррах, который отличался благочестием, набожностью и смирением. Однако он умер от эпидемии чумы в Амавасе. После его кончины благородный Умар (радыяллаху анху) решил назначить преемником Салима, освобожденного раба Абу Хузайфы. Но и он также скончался. Эта ситуация заставила халифа задуматься.

Одним из кандидатов оказался его двоюродный брат по линии отца и зять Саид ибн Зайд, которому при жизни был обещан Рай. Он слыл набожным, благочестивым и прекрасным человеком, чья молитва принималась Всевышним. Однако он не мог думать о том, чтобы стать правителем, так как оставил мирские дела и уехал в город Куфу.

В сложившейся ситуации халиф решил выбрать кого-то из шести человек из тех, кому еще при жизни был обещан Рай. Абдуррахман ибн Авф был самым подходящим для руководящего поста, однако получил многочисленные ранения в сражении при Ухуде и остался хромым. Саад ибн Абу Ваккас проявил себя как успешный военачальник, но у Умара (радыяллаху анху) не было уверенности в том, что он будет успешным правителем.

Зубайр ибн Аввам погрузился с головой в торговлю и весьма разбогател, а потому не стремился к власти. Когда благочестивый Умар (радыяллаху анху) предложил ему пост наместника Египта, он без раздумий отказался от этого поста. Талха ибн Убайдуллах защитил Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в сражении при Ухуде. Однако он любил роскошь и все время ходил пышно разодетый. Народ бы стал подражать халифу, это бы привело к раздору в обществе.

Усман ибн Аффан пользовался авторитетом среди курайшитов. Он также считал, что богатые люди, благодарящие Аллаха, подобны терпеливым беднякам. Однако он прослыл мягкосердечным человеком и питал слабость к своим родственникам. Али ибн Абу Талиб был практически совершенной личностью, однако любил пошутить, что не пристало правителю государства.

Благородный Умар (радыяллаху анху) рассмотрел все кандидатуры, но так и не смог прийти к окончательному решению. Поэтому он передал это дело совету Шура. После его смерти семь человек, одобренных им ранее, тотчас собрались вместе для избрания нового халифа. Абдуррахман ибн Авф предложил троим отказаться от должности в пользу других, а также сам отозвал свою кандидатуру. В итоге остались только благородный Али и благочестивый Усман (радыяллаху анхум).

Затем Абдуррахман ибн Авф предложил спросить мнение народа, кто из претендентов лучше подходит для должности халифа. Три дня и три ночи, не сомкнув глаз, он проводил переговоры с военачальниками и знатными людьми Аравии, узнавая мнение большинства. В день, когда вышел отпущенный срок, сахаб отправился в мечеть, где собрались все авторитетные люди: мухаджиры, ансары и военные командующие.

Там Абдуррахман ибн Авф подозвал к себе Али ибн Абу Талиба и попросил: «Поклянись именем Аллаха, что ты будешь действовать согласно с Кораном, Сунной Пророка и образом жизни двух халифов, пришедших после него». Благородный Али (радыяллаху анху) сказал: «Надеюсь, что буду поступать так, насколько хватит моих знаний и сил». Затем Абдуррахман ибн Авф позвал благородного Усмана (радыяллаху анху), и тот, не колеблясь, ответил: «Да, я буду действовать таким образом».

После этого сахаб положил свою руку на руку благородного Усмана (радыяллаху анху) и воскликнул: «О, Аллах, стань свидетелем! Я слагаю с себя обязанность, данную мне, на Усмана и клянусь Тебе Кораном и Сунной, а также образом жизни двух праведных халифов!»

Все собравшиеся в мечети следом присягнули на верность халифу Усману (радыяллаху анху). После этого он поднялся на минбар, чтобы произнести проповедь. Однако от волнения он не нашел слов и смущенно промолвил: «Начало всего является трудным. Если я буду жив, то произнесу вам проповедь так, как следует». Сказав эти слова, он сошел с минбара. Так Усман стал повелителем мусульман 8 ноября 644 года (1 или 2 мухаррама 24 года Хиджры).

Share.