Благочестивый Умар (радыяллаху анху) первым ввел административно-хозяйственное деление в государстве. Он разделил страну на восемь регионов, каждый из которых по мере необходимости дробился на районы. Страна состояла из 9 территорий: Мекка, Медина, Сирия, Басра, Куфа, Аль-Джазира и Египет, разделенный на два района и 32 области, Палестина с 2 районами и 10 областями.
В присоединенной Персии было специфическое административное деление. Вначале Иран был разделен на три части: округ Хорасана, который был поделен на районы, Азербайджанский округ и Персидский округ.
Халиф Умар (радыяллаху анху) учредил в доверенных ему районах и областях должности наместника, секретаря, писаря в военном трибунале, сборщика налогов, казначея и судьи, а также организовал службу безопасности.
Всем наместникам он делал наставление: «Я назначил вас не для того, чтобы вы жили в роскоши, господствовали и угнетали. Вы будете проводниками на пути истинной веры, поэтому обеспечьте права мусульман. Не подвергайте их унижению, позору и стыду, а также не хвалите незаслуженно, чтобы они не возгордились. Не закрывайте свои двери перед ними. Пусть сильные не мучают слабых».
Кроме того, вступающий в должность чиновник давал слово, что не станет пользоваться услугами привратника и будет постоянно держать дверь открытой для посетителей, чтобы те смогли в любое время обращаться к нему за помощью. Также государственные служащие обещали не носить шелковых одежд.
Благородный Умар (радыяллаху анху) назначал стоящим у власти довольно высокое жалование, чтобы они не совершали злоупотреблений. Оклад наместников составлял тысячу динаров в месяц. Писарям и некоторым чиновникам в день выдавали баранину, 5 дирхамов и, кроме того, выплачивали раз в году по 5000 дирхамов. Некоторым судьям выдавали в качестве платы по 100 дирхамов в месяц и 10 мер провианта. Таким образом, представители власти никогда не проявляли жадность к деньгам.
Порой на несколько должностей назначался один и тот же человек. Сразу же после начала работы чиновники составляли список своего недвижимого имущества и вещей, и передавали его на хранение властям. Если же кто-нибудь из служащих вступал на путь незаконного обогащения, то его имущество сопоставляли со списком. Так чиновников проверяли на честность, а за взяточничество было предусмотрено справедливое наказание.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)