Намаз аль-джаназа является фардом-кифайя. Просить Аллаха о прощении грехов умершего – обязанность мусульманина перед братом по вере. Для совершения погребального намаза необходимо наличие 6 условий:
1) покойник должен быть мусульманином;
2) умерший должен быть ритуально чистым (в состоянии полного омовения гусуль) и завернут в кафан (саван);
3) покойный должен находиться перед джамаатом;
4) тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
5) совершение намаза аль-джаназа происходит стоя (для тех, кто может стоять);
6) тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.
Если кто-то из джамаата совершит джаназа-намаз, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности, считается выполненной. Однако джамаат не является условием для погребального намаза. Если его совершат одна женщина или один мужчина, то это засчитывается как фард.
Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и погребальное богослужение. Намаз аль-джаназа можно совершать в любое время, кроме времени макрух. Рукны: 4 такбира и стояние. Ас-салям – это ваджиб. В намазе аль-джаназа нет ни рукуу, ни суджуда. Намерение является условием погребального богослужения.
Сунны намаза аль-джаназа:
- имам должен стоять на уровне груди умершего;
- читать дуа «Субханака» после первого такбира;
- читать салават после второго такбира;
- читать дуа после третьего такбира.
Порядок совершения джаназа-намаза
Умершему делают гусуль и заворачивают в кафан. Носилки с телом ставят перед джамаатом, имам встает напротив груди умершего. Мусульмане встают рядами (желательно в три ряда) за имамом, обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается погребальный намаз.
Ният имама: «Намерился совершить намаз аль-джаназа по этому умершему (умершей)», (если это мужчина, то читается дуа для этого мужчины, если женщина, то дуа для этой женщины; если ребенок, то дуа для мальчика или девочки).
Если джамаат не знает пол покойника, то ният делают таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз аль-джаназа по этому умершему ради Аллаха».
После совершения намерения имам вслух, а джамаат шепотом произносят «Аллаху Акбар» – первый такбир; складывают руки, как в других намазах. Имам и мусульмане шепотом читают дуа «Субханака», добавляя в него слова «ва джалля санаука»: (Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва Тааля джаддука ва джалля санаука ва ля иляха гайрук).
После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят «Аллаху Акбар» – второй такбир. Затем имам и джамаат шепотом читают салават. После, не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и джамаат шепотом читают дуа намаза аль-джаназа. Если молящиеся не знают его, то читают дуа «Кунут» или «Раббана атина». Четвертый такбир произносят, не поднимая рук, ничего не читая, выполняют салям сначала направо, затем налево: «Ассаляму аляйкум ва рахматуллах».
Дуа после третьего такбира в намазе аль-джаназа: «Аллахумма гфирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина Аллахумма ман ахъяйтаху минна фаахйихи аля-ль Ислам. Ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху аля-ль иман».
Значение: «О, Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О, Аллах, тем из нас, кому Ты дал возможность жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, помоги умереть с верой».
После этого читаются другие дуа в зависимости от пола покойного:
если умерший – мужчина: «Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-магфирати вар ридвани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджауаз анху ва ляккыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика я архамар-рахимин».
Значение: «О, Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О, Аллах, если он был хорошим человеком, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О, Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй его Своей Щедростью и возвеличь в вечном мире, о Аллах, Милостивый из милостивых».
если умершая – женщина: «Ва хусса хазихиль-маййитата бир-рухи вар-рахати валь -магфирати варридвани. Аллахумма ин кянат мухсинатан фазид фи ихсаниха ва ин кянат мусиатан фатаджауаз анха ва ляккыхаль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика я архамар-рахимин».
Значение: «О, Аллах, даруй этой умершей бесконечную Милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю. О, Аллах, если она была хорошей, то воздай ей еще больше за добро, если была плохой, то прости и не наказывай ее. О, Аллах, сохрани эту умершую от того, чего она боится. Обрадуй ее Своей Щедростью и возвеличь в вечном мире, о, Аллах, Милостивый из милостивых».
если умерший – мальчик: «Аллахумма джальху ляна фурата ва джальху ляна аджран ва зухра ва джальху ляна шафиан ва мушаффаа».
Значение: «О Аллах, сделай этого мальчика встречающим нас в Раю и подарком для нас в Ахирате. О, Аллах, сделай этого мальчика заступником для нас и прими его заступничество».
если умершая – девочка: «Аллахумма джальхa ляна фурата ва джальхa ляна аджран ва зухра ва джальхa ляна шафиатан ва мушаффаа».
Значение: «О, Аллах, сделай эту девочку встречающей нас в Раю и подарком для нас в Ахирате. О, Аллах, сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество».
Те, кто не знает эти дуа, с намерением молитвы читают аят Корана: «Но есть среди них и такие, которые говорят: «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня»» (Сура «аль-Бакара» 2 / 201).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)