Мы с мужем все силы отдаём, чтобы сделать карьеру, и дети сейчас нежелательны. Но в то же время мы не хотели бы нарушать рекомендации нашей религии. Соблюдать её предписания мы начали недавно. Разъясните, пожалуйста, как нам поступить в этой ситуации. С уважением, семья Низаметдиновых, Подмосковье
В вопросе планирования семьи исламские учёные имеют две противоположных точки зрения. Первые считают, что контроль рождаемости абсолютно недопустим, кроме тех случаев, когда есть серьёзные основания. Под этим подразумевается либо болезнь женщины или опасность родов для её жизни, либо наличие грудного ребенка. Дать такое разрешение могут только специалисты-медики. Алимы считают, что практика планирования семьи выражает недоверие к Аллаху и Его качеству «ар-Раззак — Дающий пропитание». Это также означает, что человек больше надеется на свой разум, чем на Создателя. Вторые полагают, что супруги вольны ограничивать количество детей, если не наносится урон здоровью женщины и не нарушаются морально-этические нормы.
Давайте проанализируем два этих мнения и подробнее поговорим о способах контроля рождаемости.
1. Азль, то есть прерывание полового акта и предотвращение семяизвержения в утробу женщины. Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не запретил это способ и заметил: «Аллах всё равно даст возможность появиться ребенку в этом мире до Судного Дня, когда Он сам захочет, делаете вы азль или не делаете».
2. Высчитывание «безопасных» дней, то есть супружеская близость в те периоды, когда организм женщины не готов к зачатию. При подобной методике можно обойтись без контрацептивов. Как и азль, этот способ не даёт гарантии: Всевышний Аллах может сделать так, чтобы беременность наступила.
3. Использование противозачаточных препаратов и механических средств защиты для предотвращения зачатия. Этот способ более надёжный, но обычно приводит к гормональному дисбалансу в организме женщины и болезням. Исламские учёные не одобряют этот метод: противозачаточные таблетки имеют множество побочных эффектов, которые плохо влияют на физическое и психическое самочувствие женщины.
4. Аборт — это извлечение ребёнка из утробы матери путём расчленения или иным способом. Этот метод зачастую ставит под угрозу жизнь женщины. Ислам категорически запрещает подобную операцию, потому что нет разницы между абортом и закапыванием живьём детей в землю, которое практиковали арабы времён джахилии из-за страха перед нищетой или позором. Ислам, который дал образец идеальной справедливости, запрещает лишать нерождённого ребёнка даже права наследования. За стимулирование выкидыша при помощи физической травмы или лекарств Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предписал выплатить дият, соответствующий цене 100 овец. Современная медицина доказала, что аборт очень вреден и опасен для здоровья женщины, поэтому уже законодательно запрещён в некоторых западных странах.
5. Стерилизация противоречит человеческой природе. Не все способы, применяемые для контроля рождаемости, разрешены Исламом. Нужно соблюдать принцип сохранения здоровья и потомства.
Рождение и воспитание ребёнка — очень важный вопрос. Защита страны, продолжение человеческого рода, сохранение культуры и цивилизации зависит от числа граждан. Многочисленность населения не может тормозить развитие государства. Напротив, каждая личность — это отдельное мышление, потенциальное новое открытие и изобретение.
Учёные выявили интересную закономерность. Оказывается, если в семье растёт больше одного ребёнка, то это лучше сказывается на психосоциальном развитии детей. Поэтому мусульманам следует более щепетильно подходить к вопросу планирования семьи. Ограничивает рождаемость только болезнь женщины и наличие грудного ребёнка. Но учёные говорят о дозволении контролировать популяцию в тех странах, где действительно царит нищета и люди не могут найти даже куска хлеба и, соответственно, обеспечить своих будущих детей. Хотя это разрешение — временное. Тем, кто преодолел материальные трудности, следует подчиниться естественным законам — завести ребёнка.
Мусульмане должны рассуждать рационально и разумно, не поддаваясь на пропаганду контроля рождаемости. В вопросе планирования семьи следует принимать во внимание все моральные, экономические, социальные и медицинские аспекты, не нарушать религиозных предписаний и не выступать против природы человека.