После длительного расцвета исламского общества мусульмане пережили экономическое отставание и, в конце концов, лишились лидерства. Но причиной произошедших перемен является не Ислам.
Из истории мы видим, что мусульмане совершали великие научные открытия и достигали высот в любой сфере, когда придерживались религиозных предписаний. Их могущество приносило пользу всем людям вне зависимости от вероисповедания. Но как только мусульмане перестали следовать повелениям Аллаха и пошли на поводу своих страстей, то начали терять лидерские позиции.
К тому же Всевышний испытывает Своих рабов как изобилием, так и нищетой. Вознося людей и делая их слабыми, Аллах обращает внимание: будут ли Его творения поклоняться Ему при любых обстоятельствах? Порой человек заблуждается, рассуждая: «Ислам — истинная религия, и поэтому Аллах должен всегда делать нас сильными и возвышать». Если бы мусульмане всегда правили миром, то сложно было бы отличить искренних верующих от лицемеров, которые приняли Ислам из-за меркантильных интересов.
Поэтому Аллах подвергает людей различным испытаниям, ибо те, кто принял Ислам с целью извлечения выгоды, в итоге отрекаются от веры. Всевышний обратился к мусульманам, которые потеряли товарищей в битве при Ухуде и покинули поле боя: «Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников, и чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих».
Также отставание мусульманских государств вызвано другими причинами:
1) Переход власти к людям, не обладающим нужными знаниями.
2) Повторение ошибок периода джахилии — распущенность, диктаторство и тирания.
3) Пренебрежение полезными и практическими знаниями, а также появление неверных учений и новшеств.
4) Нравственный упадок и застой в научной и военной областях.
По милости Аллаха к современным исламским государствам стали возвращаться былые слава и величие. И каждый мусульманин может лично поспособствовать ускорению процветания родной страны. Для этого нужно:
— Обрести истинную веру, чтобы обуздать низменные желания и нравственно возвыситься.
— Проявлять стойкость перед нафсом и мирскими соблазнами, не уделять чрезмерного внимания суете и материальным ценностям.
— Помнить об Ахирате, проявлять самопожертвование и стремление к труду, а также избавиться от эгоизма и совершать поклонения Аллаху.
— Быть лидером в науке и научных изысканиях, постоянно уделять внимание бизнесу и экономическому прогнозированию, генерировать прекрасные идеи.
Иман, акида, нравственность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и образ его жизни помогут воспитать мусульман, которые беспрекословно выполняют повеления Аллаха и уделяют большое значение государственным делам. Каждый из них должен быть праведником и в то же время защитником Родины, справедливым судьёй, способным факихом; дальновидным правителем и опытным дипломатом.
Праведник Фудайль бин Ияз говорил: «Если Всевышний скажет, что любая моя молитва будет принята, то я просил бы у Него, чтобы правители поступали справедливо». Поэтому служители Фемиды при вынесении решения должны опираться на знания и судить по совести, быть хранителями имущества и богатства мусульман.
Правителям мусульманских государств необходимо уделять большое значение стабильности в стране. Нужно сближать религию и мирское, чтобы между духовенством и правящими кругами не было противоречий и разногласий. Хороший правитель не допустит ссор и распрей между группами и необузданности в желаниях.
Для прогресса общества необходимо пробуждать сознательность масс. Если людей не воспитывать, то они не смогут анализировать происходящее и отличить друга от врага, наставника от жулика. Так ошибочно важные посты отдаются продажным и бессовестным чиновникам, которые забирают имущество, честь, достоинство и деньги других.
Мусульмане должны быть проницательными, обладать обширными культурными и политическими знаниями, чтобы достичь высот в политике. Нужно быть всегда начеку и хорошо представлять, что может навредить, а что — принести пользу. Поэтому в исламском государстве на важные посты рекомендуется назначать верных, достойных и способных людей, отлично знающих свою работу. Но их блестящие заслуги и успехи не должны препятствовать кадровым перестановкам, ибо перспектива отчёта перед обществом способствует процветанию страны.
В исламских государствах необходимо бороться с неграмотностью и невежеством, заботиться о развитии системы образования и народном самосознании. Без этого люди подобны пушинке на ветру и, предоставленные себе, тут же начинают портиться. Поэтому каждый человек, вне зависимости от социального статуса, всегда нуждается в духовном воспитании.