История пребывания мусульман в Финляндии тесным образом переплетена с историей татарской общины Петербурга. Появление предпринимателей-татар, происходивших из Сергачского уезда Нижегородской губернии, в Великом княжестве Финляндском в 1870-х годах было связано с открытием железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и финским городком Рийхимяки, располагавшимся примерно в 70 км к северу от Гельсингфорса (сейчас Хельсинки).
Петербург, в силу своего экономико-географического положения, служил транзитным пунктом на пути татар, отправившихся в конце XIX — начале XX века осваивать новые рынки. Это была по преимуществу сезонная миграция. Летом татары занимались в своих селах крестьянским трудом, а в зимний период промышляли торговлей мехами, меховыми изделиями, текстилем и др.
Изначально татары останавливались в финляндских городах, находившихся на Карельском перешейке, — Терийоки (современный Зеленогорск) и Выборге. Но конкуренция росла, и новые предприниматели из числа татар-мишарей (выходцы из ряда сел Нижегородчины, прежде всего Актуково) стали осваивать рынки и во внутренней Финляндии.
Добившись определенного коммерческого успеха, они оставляли крестьянский труд и переходили к регулярной торговле. Оседая в городах Финляндии, татары-мусульмане сохранили деловые и родственные связи (бизнес часто был семейным предприятием) со своими земляками в Петербурге.
Октябрьская революция 1917 года и провозглашение независимости Финляндии не прервали существовавших связей между двумя общинами. Татары Финляндии продолжали поддерживать контакты со своими земляками в Петрограде, а затем и в Ленинграде. Нелегальное путешествие в город на Неве было сопряжено с серьезным риском, но существовала возможность отправлять корреспонденцию и посылки, в том числе с деньгами, с курсировавшими через советско-финскую границу контрабандистами и профессиональными проводниками.
В начале 1930-х годов ОГПУ решило пресечь все подобные контакты. Были арестованы имамы Соборной мечети, а также другие лица, контактировавшие со своими земляками и единоверцами в Финляндии. Многолетние связи между татарами, оказавшимися по разные стороны границы, были разорваны. Это сильно ударило по татарской общине Финляндии, ведь с ленинградскими мусульманами ее связывала не только религиозная и языковая общность, но и принадлежность к одной субэтнической группе татар-мишарей.
В годы Советско-финской войны 1939–1940 годов гражданское население Карельского перешейка было эвакуировано в глубь Финляндии. Среди вынужденных переселенцев были и татары, проживавшие в Терийоки, Выборге и других населенных пунктах. Значительная часть мусульман переселились в Хельсинки, Тампере, Турку, Оулу и другие города, где к тому времени уже проживали их земляки и единоверцы. Одним из мест, где еще до войны, в 1920–30-е годы, сформировалась небольшая татаро-мусульманская община, был городок Ярвенпяа — в 35 километрах к северу от Хельсинки.