Это произошло давным-давно во время Рамадана. Приближалось время ифтара. К пекарне подошёл человек с благородными чертами лица. Подождав, когда пришедшие за хлебом люди разошлись, он обратился к пекарю: «Сынок, я не смог сегодня ничего заработать. Если не настигнет меня мой последний час, позволь, я заплачу завтра, а сейчас не мог бы ты мне дать четверть хлеба?»
Голос его дрожал, а лицо залилось краской. Пекарь ответил: «О чем речь, отец, возьми хоть целый хлеб. Пусть он будет для тебя халяль, и денег не надо».
Но старик настаивал: «Нет, дитя мое, четвертушки будет достаточно. Может быть, придет еще один бедняк, отдашь им. Договорились? Я завтра верну тебе то, что должен».
Удивлённый пекарь дал человеку хлеб. Тот, поцеловав краюшку, тихо удалился. Но на узкой улочке ему навстречу вышла тощая собака, жалобными глазами посмотрела на старика. Лицо человека озарилось светом, и он сказал: «Полагаю, что половина принадлежит тебе!» Затем он разломил хлеб и бросил часть собаке.
Потом старик прямиком направился к мечети. Запивая оставшийся хлеб водой, он совершил разговение и воздал хвалу Аллаху за дарованные ему блага.
Наутро бедняка окликнул лавочник: «Пожалуйста, наполни наши фляги из источника, а потом занеси эти вещи внутрь!». После работы он дал старику за труд одну монету.
Не теряя времени, он направился к пекарю и протянул ему оплату за свою четверть хлеба. Сколь бы ни возражал пекарь, отказываясь от денег, он не мог противостоять искренности, которая исходила от этого светлого человека, и со слезами принял у него деньги.
Этот пример показывает, что искреннее желание вернуть долг всегда находит поддержку Всевышнего, и Аллах облегчает положение нуждающегося. Если должник проявляет терпение и остается искренним в стремлении рассчитаться с кредитором, то Великий Творец подсказывает ему выход из ситуации.
Если человек обладает имуществом, продажа которого поспособствует возврату долга, но не принимает никаких действий, то он понесет ответственность за это. Должник, обладающий не жизненно необходимым имуществом, должен как можно скорее получить за него деньги и рассчитаться с кредитором. Если же человек живет в роскоши, но не возвращает долги, то его участь в вечном мире незавидна.
Должнику ради выплаты стоит претерпеть некоторые ограничения. Но если человек, напротив, излишествует, то он теряет Милость Аллаха и нарушает неприкосновенные права ближнего. В Коране подчеркивается, что в подобной ситуации должник не может рассчитывать на прощение Всевышнего: «Неужели [раскаявшиеся мунафики] не знают, что только Аллах может принять покаяние от Своих рабов и получить милостыню, что Аллах — прощающий [раскаявшихся], милосердный?» (Сура «ат-Тауба», 9 / 104).
С другой стороны, тот, кто откладывает выплату долга, примешивает к своему пропитанию запретное. А заем с намерением его не возвращать считается грехом и сулит великое несчастье в вечной жизни. О таких нечестивцах Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто берет в долг, не рассчитывая возвращать его, предстанет перед Аллахом вором» (Ибн Маджа, «Садакат», 11 / 2410).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)