Известный алим Ислама имам Валиуллах ад-Дехлеви (1704 – 1762гг.) родился в индийском городе Музаффарабад. Его род по отцовской линии восходил к потомкам благочестивого Умара (радияллаху анх). Путь знаний и духовного развития Валиуллаха ад-Дехлеви начался в семейном кругу, его первым учителем был отец — шейх Абдуррахман. Получив серьезное и успешное образование в известных медресе того времени, имам Валиуллах преподавал в делийском медресе Рахимийе, в священных для мусульман городах — Мекке и Медине. Алим был дружен с имамом Раббани. В Индии его имя ценилось на ряду с именем имама Газали. Его труды были переведены на многие языки мира.
Представляем вам перевод отрывка из книги «Худжатуллахиль-балига» о том, что представляет из себя истинное счастье для верующего и как его достичь.
«Есть два основных пути, ведущих к счастью:
Обретение счастья через полное очищение человеческого нафса от животного начала.
Чтобы свести на нет влияние нафса, потушить его пламя, суфии прибегают к «риязату» (воздержание, подавление плоти). В результате этого со временем верующие освобождаются от чрезмерной привязанности к мирскому, их покидают страхи, которые присутствуют у большинства людей. Достичь такого состояния считается важным для многих верующих. Человеку необходимо суметь сбалансировать свои мирские потребности, соизмеряя их с тем, что требуется для создания счастливой жизни в Вечности.
Обретение счастья через воспитание нафса, обуздание плоти: воспитание нафса путем зикра, богоугодных поступков, ибадата и др.
Этот путь хоть и не ведет к полному подавлению нафса, способствует исправлению неровностей, шлифовки его неприглядных частей. Проводники на этом пути – обладатели очищенного, исправленного нафса, чьи наставления основаны на понимании истины. Для того, чтобы не подвергаться мучениям в дунье и не испытывать страданий в Ахирате, достаточно следовать этому пути, что и делает большинство людей, устремленных к духовному росту.
Очевидно, что осознать и найти пути, ведущие к счастью и добру, не так уж сложно. Второй путь предлагает множество способов обретения счастья. Когда в человеке начинают преобладать четыре качества, о которых будет сказано ниже, можно говорить о том, что следование второму пути дало положительные результаты. Аллах посылает в мир Пророков для того, чтобы они призывали людей следовать этому пути и помогали им становится на этот путь. Шариат (законы), который приносит в мир любой из Пророков – это правила, которые необходимо соблюдать идущим по этому пути.
Условия обретения истинного счастья:
Чистота
Человек создан таким образом, что он испытывает потребность находиться в чистом светлом месте, надевать приятные взору одежды, источать аромат и вдыхать приятные запахи. Это необходимо для здоровья тела человека и хорошего настроения, возбуждения в нем радости и покоя. Поэтому даже самая незначительная рана на теле человека или грязь, или, например, невозможность очиститься после использования туалета, создают для человека неудобства, мешают ему быть веселым и спокойным. Человек испытывает острую потребность в исправлении этого недостатка, в очищении своего тела или лечении раны. Потребность избавления от грязи и неудобств заложена в самой природе человека. Ощущение комфортного состояния тела и духа, радость и приятное настроение, вызванные этими ощущениями, называются состоянием «тахарат» (чистота), противоположное этому состояние называется «хадас» (отсутствие чиcтоты). В человеке от рождения заложено чувство отвращения по отношению к «хадас», радость и желание находится в состоянии «тахарат».
Что касается человеческой души, чистота души означает отдаление от животного начала, избавление от плохих черт характера и неправедных состояний. В предыдущем примере мы говорили о том, что человек чувствует себя комфортно при условии чистоты тела и одежды. По аналогии с этим, можно говорить о том, что душа человека способна испытывать радость и покой только при условии избавления от плохих качеств. До тех пор, пока душа не очистится, она не сможет освободиться от пустых подозрений, беспричинного страха и печали, сомнений, беспокойства. Для ощущения чистоты необходимо стремится избавить свой внутренний мир от всего наносного и противоречащего цели создания человека, любить чистоту, находиться вместе с теми, кто любит чистоту и стремится к ней.
Покорность
Признание рабом Аллаха слабости и беспомощности перед Аллахом значит признание Его силы и величия. Психически здоровый человек задумывается над атрибутами Аллаха и над содержанием Корана, ниспосланного Им. Такой человек становится свидетелем повсеместного и непрерывного проявления этих атрибутов, а также содержания аятов, размышляет над этими феноменами, начинает осознавать Величие и Могущество Создателя, восхищается ими. Таким образом крепнет любовь раба к Создателю, связь между человеком и Создателем.
Народ испытывает трепет и уважение перед сильным и щедрым правителем, осознает его значимость и признает, что власть в его руках. Тем более человек должен чувствовать власть Аллаха, Его силу и величие. Развитие истинного знания и высокой нравственности, как следствия этого, возможно только при условии покорности Аллаху. Ведь тот, кто не знает и не чувствует своих недостатков и потребностей и не задумывается над ними, лишен желания узнавать, изучать и совершенствоваться. А это желание – путь, ведущий к истинному знанию.
Покорность означает проявление как внешнего, так и внутреннего уважения, отказ от чванства и притворства, осознание наличия недостатков и своей немощности, постоянное взывание к Аллаху с просьбой исправить эти недостатки, открыть путь к истинному знанию.